Будь в курсе
событий театра

«Прощание с Матёрой» - история о семье и корнях

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Артисты Иркутского академического театра встретились с учащимися средне профессиональных учебных заведений области после спектакля «Прощание с Матёрой».
 
2 июня в пресс-центре театра Иркутской драмы прошла душевная встреча артистов, занятых в спектакле «Прощание с Матёрой», со студентами учебных заведений среднего профессионального образования Иркутской области. Те ребята, что присутствовали на встрече, участвовали в интеллектуально-творческой игре «Живи и помни…», посвященной 80-летию со дня рождения нашего земляка, писателя и общественного деятеля Валентина Распутина, и стали лучшими.
 
Разговор со студентами Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма, Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта, Ангарского техникума общественного питания и торговли и Ангарского автотранспортного техникума вели исполнительница роли Дарьи, народная артистка России Наталия Королёва, исполнитель роли Павла, заслуженный артист России Степан Догадин, исполнительница роли Вальки, артистка Екатерина Константинова и исполнитель роли Андрея, артист Сергей Дубянский.
 
Темой беседы была, конечно же, «Матёра», рассуждения о том, что этот небольшой островок, описанный в одном из произведений Валентина Григорьевича, означает в жизни каждого конкретного человека. Артисты делились своими воспоминаниями о том, как проходила сложная работа над созданием спектакля.
 
- Это второй спектакль, поставленный по произведениям Распутина на сцене нашего театра, - говорит народная артистка России Наталия Королёва. - В «Последнем сроке» я играю старуху Анна. Здесь мне предложили играть Дарью. Но стоит сказать, что у меня были большие сомнения. Мне казалось, что я не подхожу на эту роль, потому что у Распутина написана совсем другая старуха — высокая, худая. Но после моих разговоров с режиссером, я пришла к выводу, что это та же самая распутинская старуха, только в этой истории она поставлена совсем в другие обстоятельства.
 
Студенты спрашивали охлопковцев о поездке театра на малую родину Распутина, о том, как эта поездка помогла в процессе постановки «Прощания с Матёрой».
 
- На родину Валентина Распутина мы ездили для того, чтобы напитаться ощущениями тех мест, чтобы пообщаться с теми людьми, которые помнят затопление, - рассказывает заслуженный артист России Степан Догадин. - Пожилые люди рассказывали нам о том, как происходило переселение, как сжигались дома. И погружаясь в реальные истории реальных людей, постигая таким образом их опыт, сам становишься его носителем. Мы рады, что у нас была такая возможность, побывать в тех местах и познакомиться с теми людьми.
 
- Я для того чтобы подготовиться к спектаклю ездила в школу-интернат для особенных детей и изучала язык глухонемых, - делиться воспоминаниями Екатерина Константинова. - Для меня роль Вальки была подарком. Я впервые столкнулась с произведением Распутина на сцене, я впервые работала с маленьким артистом на сцене. Самое большое удовольствие получаешь, как мне кажется, именно от того, что все непривычно и все по-новому.
 
- Когда я читал повесть, то понимал, что мой персонаж Андрей совсем другой, нежели я, - рассказывает Сергей Дубянский. - На мне была огромная ответственность за то, что я буду играть по Распутину. Режиссер спектакля мне говорил, что у меня все получится, главное — нужно донести мысль о том, что Андрей становится далёким от своей семьи, и что у него есть своя правда. Именно благодаря этому для меня «Прощание с Матёрой» стало именно спектаклем о семье.
 
На рассказы артистов откликались многие участники этой встречи. Многие говорили о великом таланте Распутина, который мог так проникновенно и так точно рассказать историю одного маленького острова, за которым стоит вся наша жизнь.
 
- Я не могу сказать, что была на стороне Дарьи, - говорит одна из участниц беседы. - Мне в какой-то мере был близок Андрей, ведь молодым у нас всегда дорога, им нужно идти вперед и вести за собой всех остальных. Мы взрослые не должны их сдерживать, пусть они пробуют что-то в этой жизни, пусть набивают свои шишки и организуют свою Матёру.
 
Отмечали, что Распутин не дает категоричных оценок людям, что кто-то плохой, а кто-то хороший. У каждого человека в этом произведении существует своя правда. Валентин Григорьевич не морализует, он рассказывает так, как это есть на самом деле. Он оставляет возможность каждому человеку самому решить, что есть хорошо, а что — плохо.
 
- Тем и велик Распутин, что человек у него — это космос, - продолжает Наталия Королёва. - Повесть на первый взгляд написана очень простым языком. Она о простой житейской ситуации о простых людях, живущих на острове. Но ха этой простотой скрывается такая глубина, что там можно капать и капать, перечитывать и находить каждый раз что-то новое. В этом и есть величие Распутина как писателя.
 
Разговаривали о том, что Матёра раскрывается для каждого человека по-своему, и с годами порой даже приходит новое понимание уже известным ранее темам и проблемам. Рассуждали о том, что значит затопление, туман, какие метафорические значения они включают в себя.
 
- В прошлом я учитель литературы, - выступила одна из преподавательниц. - И нам еще со студенческих лет твердили о том, что «Прощание с Матёрой» - это произведение на экологическую тематику и проблематику. Посмотрев спектакль, я поняла, что «Матёра» - это история о своих корнях, о семье. Я задумалась о том, что к этой книге можно возвращаться бесконечно, чтобы открывать для себя новые истины. Спасибо большое артистам и всему театру за то, что нахлынули воспоминания о бабушке, о доме, куда, к сожалению, мы уже не вернёмся.
 
Разговаривали о прогрессе, который неизбежен, но последствия которого так тревожили сердце Валентина Распутина. Пришли к выводу, что «Правда в памяти» - эта из важнейших истин этого произведения. Мы не должны забывать, для чего пришли на землю, мы не должны забывать о том, что после себя нужно что-то оставить, мы не должны забывать о наших корнях и наших семьях. Ведь именно из-за того, что мы это все теряем, и была распутинская боль.
Фото: 
Анатолий Бызов
05.06.2017