Будь в курсе
событий театра

Прихожу на спектакль счастливой…

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Творческий портрет крупным планом

Она красива какой-то своей строгой красотой и статью, не эпатажной и броской, а тихой, таинственной, будто сошедшей со страниц наших великих классиков -- Бунина, Блока, Чехова, Толстого -- с большими, умными и чуть печальными глазами. Такие глаза подарило ей море, ведь родилась она на Каспии, в Актау, молодом и красивом городе на Белой скале, городе, пронизанном солеными ветрами и жарким солнцем, криками чаек и надсадными гудками трудяг-теплоходов.

Виктория Инадворская… Иркутским зрителям это имя скажет о многом. В труппе театра им. Н.П.Охлопкова Виктория с августа 1997 года, то есть одиннадцатый сезон.

С ней всегда охотно работают режиссеры, видя многогранность ее дарования. Она никогда не была обделена ролями, в ее послужном списке Роксана из «Сирано де Бержерака» Ростана, Маша из чеховской «Чайки», Мария Семеновна Косарева из «Касатки» А.Н.Толстого, Даша Высоцкая из «Соло для часов с боем» О.Заградника, а в последнее время на нее и вовсе посыпались такие роли, о которых любая актриса может только мечтать. Это Раневская в «Снах Ермолая Лопахина» («Вишневый сад») и Елена Андреевна в «Дяде Ване» А.П.Чехова, Бернарда в «Страсти по Аделе» («Дом Бернарды Альбы») Ф.Г.Лорки, Гонерилья в шекспировском «Короле Лире»…

Эти роли, разноплановые по внутреннему ритму, пластике, форме, эстетике, обаянию, она наполнила своей энергией, силой, пронзительностью, душевным волнением и теплом. Только что актриса сыграла премьеру, где у нее роль деспотичной и властной медсестры Рэтчед -- олицетворение тоталитаризма и жестокости (речь о спектакле по пьесе Дейла Вассермана «Полет над гнездом кукушки», написанной по культовому роману Кена Кизи в постановке режиссера Геннадия Гущина).

Что бы ни играла Виктория, она в любой роли пытается расслышать автора, понять свои персонажи. Так из деталей, точных психологических зарисовок, пластического рисунка, где важен даже поворот головы, рождается роль Раневской в спектакле «Сны Ермолая Лопахина». Ее героиня обаятельна, лукава, капризна, кокетлива, истерична, своенравна, трогательна, эксцентрична. И все эти меняющиеся душевные состояния Раневской актриса передает тонко, изящно, будто рисует эскиз акварелью. Способ жизни Раневской -- бесконечная игра, где муки совести перемежаются с легкомыслием, страдание и боль -- с беспечностью. Так она живет, это ее мир, мир женщины страдающей, но любящей, пусть кому-то непонятный, враждебный, иллюзорный, но мир для нее единственно приемлемый и возможный.

Виктория Инадворская строит эту роль на множестве мелких актерских реакций, состояний, которые следуют одно за другим, создавая живое действо, а оно в свою очередь рождает живой спектакль и живое соучастие зрителей.

-- Мне было очень интересно работать в этом спектакле, -- рассказывает актриса, -- это был восторг, опьянение работой. Получив эту роль, я думала, что предстоит каторжный труд, если говорить о масштабности пьесы, автора и моем участии в спектакле. Но, как ни странно, работать оказалось легко, очень легко. А все потому, что режиссер Геннадий Викторович Шапошников дал верное направление, умело распределив акценты, поставив нужные задачи. И каждый понимал, зачем он здесь, что он хочет сказать, какова роль его персонажа в происходящих событиях, какова цель его действий. Мне нравится, что мы можем обоюдно творить: я могу что-то предложить, он -- выслушать и, если это интересное предложение, принять или отвергнуть. То есть режиссер включает актера в рабочий процесс сотворчества.

Я очень люблю работать в спектакле «Страсти по Аделе», -- продолжает актриса. -- Его репетиции шли интересно, с большой отдачей и вдохновением. До сих пор сохранилось это ощущение, хотя спектакль больше двух лет в репертуаре. Но и сегодня к нему не пропадает живой интерес, любовь и даже трепет. Я прихожу на спектакль счастливой и ухожу с этим же чувством. Все актрисы работают в нем с огромной душевной отдачей, наполненно, одной дружной командой. Мы все поддерживаем, чутко слышим и чувствуем друг друга.

Хочу вспомнить о спектакле «Колчак». Моя роль первоначально была выписана автором не как персонаж: не была наделена характером, внешностью, привычками, особенностями. Она вымышленная, в отличие от всех остальных действующих лиц, реально существовавших в истории. Я фигурирую под именем «Она». Холодно-мистическая, ледяная Незнакомка, Смерть, Фантом? Зрители сами решают, кто я, погружаясь в атмосферу спектакля. А если характер не выписан, его нужно придумать, сочинить, нафантазировать. Все это мы с режиссером придумали. И все как-то сходилось само собой, складывалось, находились нужные интонации, выстраивалась цепь судьбы и истории главного героя спектакля -- Колчака, с которым я и веду на протяжении всего спектакля диалоги, а они в этой роли -- определяющие.

Люблю раскованность спектакля «Ужин по-французски» М.Камолетти. В нем сами ситуации требуют некоторой «отвязности», поэтому и спектакль легкий, веселый, не обремененный тяжестью и сложностью взаимоотношений: все любят друг друга и получают от жизни удовольствие.

…А дальше… А дальше мы заговорили о совсем личном. А именно -- о счастье. Ведь каждый понимает его по-своему…

-- Счастье -- это моя семья, мой муж Саша, актер нашего театра, и моя дочь Ксения. Дома, когда мы все вместе, я по-настоящему счастлива. Однажды так случилось, что нам всем троим пришлось разъехаться на лето в разные концы страны. Я просто места себе не находила, скучала ужасно! И только когда мы снова воссоединились, я поняла, что счастье -- это когда мы вместе, когда рядом мои любимые люди. Тогда и я любима, счастлива, могу горы свернуть -- столько во мне появляется энергии и силы. А еще я счастлива, что работаю в этом коллективе, в этом замечательном прославленном театре с большими традициями и культурой. С первых шагов в нем я ощущала внимание к себе, заботу, тепло. Здесь нет закулисных склок, интриг, микроклимат здоровый, атмосфера творческая, настроенная на работу.

…Одной из важных черт в человеке, и в себе в первую очередь, Виктория Инадворская считает умение анализировать свои поступки и, если была не права, -- извиниться. Это трудно, и не все этому придают значение, но для нее это показатель человеческой порядочности.

-- Я всегда помню слова отца, который однажды сказал: «Для меня не важно, кем ты будешь, главное, чтобы ты была хорошим человеком». Я стараюсь быть такой.

Из откровенного разговора с Викторией Инадворской я все больше открывала ее для себя как человека глубокого, тонкого, со своим богатым духовным миром, умного, серьезного, который напрочь опротестовывал расхожее мнение о недостатке ума у красивых женщин.

Виктория Инадворская не перестает удивлять своими ролями, сохраняя человеческую скромность, интеллигентность, сдержанность, живя по своим строгим принципам.

Она обладает умением ждать и верить, прощать и любить людей такими, какие они есть, со всеми их недостатками. Она умеет радоваться каждому прожитому дню, ценить даже те мимолетные радостные мгновения, которые дает судьба, ведь счастье не бывает вечным, оно капризно и изменчиво, и порой от нас самих зависит, как часто оно наведывается к нам. Ее кредо -- делать и приумножать в мире добро.

Автор: 
Лора Тирон
08.04.2008