Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Премьеры иркутских театров – о патриотизме, власти и любви

Версия для печатиВерсия для печати

Наполненные романтикой и экзотикой дальних стран спектакли трех иркутских театров удовлетворят даже самых разных зрителей. Если в вашей жизни не хватает безумного геройства, а чувство патриотизма вам не знакомо, сходите в академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова на рок-оперу «Я – Жанна Орлеанская». Если же вы грезите о страсти, власти и роскоши – добро пожаловать в музыкальный театр им. Н.М. Загурского на драму «Цезарь и Клеопатра». Но если чувства ваши нежны и сердце требует романтики – вам прямая дорога в театр юного зрителя им. А. Вампилова на постановку «Алые паруса». Только сначала сверьтесь с афишами, ведь спектакли – последние в этом театральном сезоне.
 

Спектакль в красном
 

Сценография заслуженного деятеля искусств РФ Александра Плинта в спектакле «Я – Жанна Орлеанская», премьера которого состоялась 15 апреля, вряд ли оставит кого-то равнодушным. Ведь красный – цвет огня, любви и крови в сути своей таит вызов. В этой постановке вы увидите разные фактуры красной материи и все оттенки красного цвета. Этот рискованный, но сильный художественный прием буквально создает атмосферу истории. А нахождение рок-группы за стеклянной стеной прямо на сцене обусловлено жанром спектакля.
 

Роль Орлеанской девы в разных составах исполняют две актрисы: Анна Дружинина и Надежда Савина. Остальные персонажи – голоса и демоны. Голоса – это отец Жанны (Александр Ильин), врач Теофраст (Степан Догадин), будущий король Франции Карл (Олег Матэрн) и другие. Демоны же в одеждах, похожих на пламя, постоянно в динамике, то они изображают продажных бургундцев, то становятся частью другой пластической композиции.
 

Музыку к новому спектаклю написали местные авторы – Александр Армаш и Олег Запорожец, стихи – солист Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского Александр Айдаров. Либретто создал сам Геннадий Шапошников. О том, что у них получилось, – судить зрителю.
 

Следующим крупным событием в драмтеатре станут литературные вечера «Этим летом в Иркутске» с 15 по 18 июня, гастроли театра Сатиркон с 26 июня по 2 июля, а в июле коллектив отправится на гастроли в Севастополь.
 

Его и ее величество … любовь
 

В постановке «Цезарь и Клеопатра», премьера которого состоялась в музыкальном театре 29 апреля, кажется, удалось все – даже пятиметровый сфинкс сморится весьма достойно. Удовлетворят эстетов и остальные декорации, ведь над сценографией «Цезаря и Клеопатры» трудился лауреат «Золотой маски» Степан Зограбян из Ростова-на-Дону. Его сценография уже знакома иркутянам по постановке «Скрипач на крыше», ведь режиссер этих двух спектаклей – заслуженный деятель искусств РФ Владимир Подгородинский из Санкт-Петербурга.
 

В новой постановке Владимир Подгородинский не изменил своей железной сценической логике, создав цельную и трогательную историю на основе пронизанного юмором либретто по мотивам пьесы Бернарда Шоу и очень человечной и запоминающейся музыки Александра Журбина.
 

– Главное действующее лицо в этой истории – ее величество любовь, – отметил Владимир Подгородинский. – Эта сила, которая способна воспитывать. Цезарь превращает молоденькую девочку в царицу, которой суждено нести на себе страшное бремя власти. Это история о том, каким животворящим должно быть великое чувство. Он девочку лепит, он ее растит. Но уча, мы учимся, и, отдавая Клеопатре свое сердце, свой разум, свой жизненный опыт, Цезарь приобретает ее энергию, молодость, взгляд на жизнь. Ведь любовь – процесс обоюдный.
 

Измениться для того, чтобы сыграть эту историю, пришлось и актерам. Например, Цезарь – Евгений Алешин (в другом составе роль исполняет народный артист РФ Владимир Яковлев) вынужден был состариться и примерить на себя маску властителя, что, по его словам, не соответствует его мягкому характеру. Интересна в роли Клеопатры и Светлана Щерботкина (в другом составе – Юлия Пихтина). А вот Александре Гаращук и Юлии Панченко, чтобы исполнить свои роли, пришлось даже сменить пол. В результате образ Птоломея – юного царя Египта – получился комичным и трогательным.
 

Нельзя не отметить и пластическое решение постановки народного артиста Бурятии, лауреата Госпремии Олега Игнатьева, который сумел органично совместить Египет и Рим.
 

Увидеть спектакль зрители смогут после каникул, сейчас театр закрылся на реконструкцию, а труппа приступила к постановке «Сорочинской ярмарки». 15 июня коллектив отправится на гастроли в Челябинск.
 

Под алым парусом надежды
 

Трогательным и нежным получился спектакль иркутского Театра юного зрителя «Алые паруса» по мотивам самой романтичной и жизнеутверждающей повести Александра Грина. Премьера состоялась 28 апреля. В этот день в зале были как школьники, так и взрослые зрители, однако, судя по реакции, ни первым, ни вторым не было скучно. Главное, что удалось донести иркутскому режиссеру Ксении Торской до зрителя, – не важно, где ты живешь – в рыбацком поселке или во дворце, у тебя всегда есть шанс встретить настоящую любовь, если ты будешь верить в нее всем сердцем.
 

О том, как отличить светлое и чистое чувство от инстинкта, собственно, и рассказывает спектакль. «Это баловство, детки, так играет кровь, это баловство, это не любовь» – поет народная артистка РФ Людмила Стрижова, которая со свойственной только ей характерностью исполнила роль трактирщицы Майры Менерс. Такой воспитательный аспект не выглядит излишне назидательным, ведь все-таки спектакль поставлен в театре юного зрителя. И, наверное, не лишним будет еще раз объяснить молодому поколению, что не стоит целоваться за конфетку, и на конкретных примерах показать, чем отличается любовь от похоти.
 

А взрослым спектакль еще раз напоминает о том, что «люди рождены для счастья, как птицы для полета», а не для наживы и стяжательства. И как бы трудно тебе не было в жизни зарабатывать на хлеб, это не повод превращать всю свою жизнь в каторжные работы и отказываться от мечты. А еще о том, что «нет ничего слаще в жизни, чем сотворить чудо собственными руками» для себя и для других. И веришь, когда тебе об этом говорят такие искренние молодые люди, как Людмила Ревтович, которая словно создана для роли Асоль, и Грэй (Дмитрий Иванов, Андрей Найбич).
 

«Алые паруса» – это последняя «взрослая» премьера в сезоне, после нее театр приступает к репетициям над детским спектаклем «Чиполлино» и постановкой «Укрощение строптивой», а в июне труппа отправится на гастроли по Иркутской области.

Автор: 
Елена Орлова
04.05.2011