Будь в курсе
событий театра

Премьера спектакля «Земля Эльзы» состоялась на камерной сцене Иркутского драмтеатра им. Охлопкова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Ощутить головокружение от первого поцелуя, обрести любовь и задышать иначе — кому-то дано испытать это еще в юности, а кому-то только в 76 лет. Но разве это повод отказываться от своего счастья?.. Пьеса известного уральского драматурга Ярославы Пулинович «Земля Эльзы», поставленная в нескольких театрах страны, пришла и на иркутские подмостки. Трогательную историю русской немки Эльзы Александровны рассказали со сцены артисты драмтеатра и режиссер Дмитрий Акимов. Премьера состоялась 14 июня.
 

Судьбы многих несчастливых женщин отражает бесцветная жизнь Эльзы Александровны. Похоронив мужа в 76 лет, она обнаружила, что счастье по большому счету прошло мимо: война у нее украла детство и семью, замуж вышла не по любви и, кроме как «голодранка» да «фашистка», ничего не слышала, здоровье и красоту схоронила под домашними хлопотами…
 

И вот на старости лет внутри Эльзы вдруг зажигается маленькая искра жизни. «Ничего с каблучком нет?» — робко спрашивает она у продавщицы в обувном, еще не осознавая, что внутри назревает революция счастья. А после знакомства с новым соседом — пожилым учителем географии Василием Игнатьевичем эта искра и вовсе разгорается в пламя.
 

Отбросив все условности, Василий Игнатьевич (заслуженный артист России Александр Булдаков) начинает открыто ухаживать за ней, зовет в гости, предлагает вместе высаживать розы — а на земле Эльзы они уже расцветают. «Мне с ним дышится по-другому», — тихо признается старушка в ответ на упреки окружающих.
 

Не каждый умеет любить, не каждый встречает в своей жизни такую чистую, всепоглощающую любовь, — рассуждает народная артистка России Наталия Королёва, исполнившая главную роль. — К сожалению, к Эльзе любовь пришла в 76 лет, когда впереди осталось мало времени. И перед ней вдруг раздвинулись горизонты, открылся космос. Ведь любовь — это и есть космос.
 

Эльза впервые чувствует себя живой и настоящей: можно залезть на чердак, не снимая новые туфельки, потанцевать, раз того хочется, и впервые поцеловаться, по-детски удивляясь, что это «не щекотно и носы нисколько не мешают».
 

Пьеса основана на реальной истории: эта парочка до сих пор живет в деревне, и все соседи ходят и подглядывают в окна — есть у них секс или нет? — смеется Наталия Васильевна. — Автор пьесы Ярослава Пулинович для меня все еще остается загадкой. Вначале кажется, что диалоги плоские — не сравнишь с Вампиловым или Чеховым. Но чем больше вникаешь, тем больше чувствуешь автора пьесы, ее боль, мироощущение, она очень глубокий и интересный человек. И это редкость для современной драматургии.
 

Полотно спектакля соткано в постмодернистской, немного хулиганской манере: комичные сельские интерьеры соседствуют с архитектурой Возрождения, фрагменты из «Ромео и Джульетты» — с рассуждениями про «инстаграм», а советские шлягеры — с музыкой из фильмов Кустурицы. Некоторые параллели уже были заложены драматургом, но многое привнес режиссер Дмитрий Акимов.
 

Когда я только начал работать над пьесой, у меня что-то щелкнуло — я сел и пересмотрел все фильмы Кустурицы. И понял, что эта музыкальная атмосфера может хорошо дополнить драматургический материал, — объясняет режиссер. — Розы, которые герои собираются посадить, отсылают нас к истории Кая и Герды. Пространство Василия, выполненное с использованием фресок средневекового художника Джотто, становится возрождением для Эльзы. В спектакле много и других семантических рядов, которые можно разгадывать бесконечно.
 

По словам Дмитрия Акимова, в последние дни перед премьерой в труппе царило необычайно трепетное настроение и бережное отношение друг к другу. Актеры прониклись тем неподдельным чувством, которое лежит в основе этой истории.
 

Вся конструкция пьесы — это чистые взаимоотношения, не завязанные на фрейдистских мотивах, — считает Дмитрий Акимов. — Это любовь в чистом виде — хрупкая и тонкая, к которой приходится пробираться через тернии.
 

А трудностями для Эльзы Александровны в данном случае становятся бесцеремонные пересуды соседей («Ей помирать пора, а она на гульки побежала»), тотальное непонимание и манипуляции со стороны родной дочери и даже подозрение в меркантильности. Но на этот раз Эльза твердо стоит на своем, наверное, впервые так твердо. Она больше не готова воспринимать свою жизнь как паек, где «дали миску с похлебкой — ешь, другой не будет». Эльза, привыкшая встречать все горести и несправедливость мыслью, что все хорошее будет потом, наконец осознала: это самое «потом» наступило прямо сейчас.
 

Роль Эльзы подобна бриллианту в творческой короне Наталии Королёвой. Что скрывать, такие глубокие, сложные персонажи старшего поколения не характерны для современной драматургии, поэтому для заслуженных артистов пьеса стала настоящим подарком. И шансом добавить со сцены что-то важное.
 

Вокруг так много женщин, проживших жизнь без счастья, без любви, не познавших себя в любви — и об этом стоит говорить, — уверена Наталия Королёва. — В конце пьесы Эльза произносит: «Моя земля больше всех земель вместе взятых». Земля Эльзы — это любовь. И пусть так будет у каждой женщины.
 

СПРАВКА 

Ярослава Пулинович — одна из самых молодых и ярких представительниц современной драматургии. В 2009 году окончила Екатеринбургский театральный институт по специальности «драматург» (мастер — Николай Коляда). Ее первые пьесы «Карнавал заветных желаний», «Учитель химии», «Мойщики» и другие с 2005 года вошли в шорт-листы фестиваля драматургии «Евразия», стали лауреатами премий «Голос поколения» и «Дебют». Ярослава регулярно участвует в фестивалях «Новая драма» и «Любимовка».

Сейчас пьесы Пулинович идут в Англии, Польше, Украине, Эстонии, США, а также более чем в 40 театрах по всей России.

Автор: 
Ксения Исакова
20.06.2019