Будь в курсе
событий театра

Премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» в Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
20 марта 2018 года на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова состоится премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» по одноименному произведению Алексея Толстого в постановке приглашенного мастера Станислава Мальцева, который является главным режиссером Уссурийского театра драмы им. В.Ф. Комиссаржевской.
 
Драматическая поэма «Царь Фёдор Иоаннович» – так определил жанр спектакля Станислав Мальцев – повествует о второй половине XVI века, когда страной правил Фёдор I, последний царь из рода Рюриковичей. О времени, когда за мирной и благополучной жизнью России последовали годы Смуты. По словам режиссера, точного изображения действительности той исторической эпохи зрители на сцене не увидят, как не увидят и «осовременивания» в полном смысле слова.
 
– Нельзя забывать, что перед нами не историческая драма в чистом виде. Перед нами поэма, где сложнейшим образом сталкиваются и переплетаются громадные мировоззренческие пласты. Спектакль ни в коем случае не должен становиться судом над прошлым или калькой настоящего. Мы хотели бы увидеть в нём историческую проекцию будущего через уже имеющийся и осмысленный опыт. Не политическая острота и даже не историческая точность нас здесь больше всего волнуют, а «правда человеческая», правда русского характера и русской судьбы, – отмечает Станислав Мальцев.
 
Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» режиссера Станислава Мальцева станет шестым обращением Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова к трагедии Алексея Константиновича Толстого. Впервые к данному произведению Иркутский театр обратился в 1901 году. Разными режиссерами постановки осуществлялись также в 1920, 1941, 1988, 1993 годах.
 
Из аннотации: Трагедия Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» повествует о яркой странице истории России, полной драматизма и тайн, неразгаданных по сей день... Вторая половина 16 века. Время правления одного из самых неоднозначных монархов – царя Фёдора Иоанновича. Споры о том, кем был для России царь Фёдор, не смолкают уже более пяти столетий. Был ли он слабым и безвольным «святым на троне», коим, как марионеткой, управляли хитрый, прагматичный Годунов и гордый, прямолинейный Шуйский? Тем, кто предчувствовал «смутные времена» и старался сотворить мир и гармонию в жизни людей? Или же был «антицарём», чью доброту, кротость и милостивость воспринимали как порок, негожий русскому правителю и положивший начало «смуте»? Спектакль Иркутского академического «Царь Фёдор Иоаннович» не открывает тайн истории. Он лишь помогает в очередной раз задуматься – какова судьба России. Череда вечных испытаний или же путь через страдания к свету? Свой ответ на это охлопковцы приглашают найти в одной из лучших пьес Алексея Константиновича.
 
В главных ролях:
 
Царь Фёдор Иоаннович – артист Сергей Дубянский
 
Царица Ирина Федоровна – артистка Екатерина Константинова, артистка Анастасия Пушилина
 
Борис Федорович Годунов – заслуженный артист России Степан Догадин
 
Князь Иван Петрович Шуйский – заслуженный артист России Николай Дубаков
 
Справка . Трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого была опубликована в 1868 году и стала второй частью драматической трилогии (первая часть – «Смерть Иоанна Грозного», заключительная – «Царь Борис»). Алексей Константинович создавал данную пьесу, опираясь на исторические труды Николая Карамзина, вступая с ним в полемику в отношении изображения царя Фёдора – «одной из самых интересных фигур в русской литературе». После выхода в свет пьеса «Царь Фёдор Иоаннович» оказалась под цензурным запретом и впервые была поставлена на профессиональной сцене лишь спустя 30 лет. После снятия цензурного запрета, пьеса обрела счастливую сценическую судьбу, сыграв, в частности, огромную роль в становлении Московского Художественного театра. Сам Алексей Константинович считал «Царя Фёдора Иоанновича» одной из лучших своих пьес.
14.03.2018