Предновогодний бег на иркутских сценах
Разработка сайта:ALS-studio
В последнем месяце уходящего года иркутские театры представили две премьеры. Охлопковцы показали «Бег» по пьесе Михаила Булгакова. На сцене Музыкального зрители увидели динамичную комедию «Дамский портной» по произведению французского драматурга Жоржа Фейдо. Иркутский ТЮЗ рассказал о победе спектакля «Иннокентий» по пьесе Валерия Хайрюзова на театральном форуме «Золотой Витязь».
Сны наяву
Одну из самых загадочных пьес Михаила Булгакова поставила на основной сцене иркутского драмтеатра московский режиссер Татьяна Воронина. Тревожная атмосфера «Бега», жанр которого сам автор охарактеризовал как «восемь снов», показалась многим зрителям созвучной сегодняшнему дню, когда в мире все так нестабильно. Героям спектакля – петербургской даме Серафиме Корзухиной (Анастасия Пушилина), приват-доценту Голубкову (Сергей Дубянский), генерал-майору Чарноте (Николай Дубаков), его походной жене Люське (Марина Елина), генерал-лейтенанту Хлудову (Степан Догадин) и мужу Серафимы Парамону Корзухину (Алексей Орлов I) – суждено было пополнить ряды первой волны русской эмиграции. Они предстают перед зрителями в тот момент, когда война с Красной армией проиграна, и каждый вынужден спасать свою жизнь, как ему позволяет совесть.
Реальность, в которой рушится привычный мир героев, настолько страшна, что проще думать, что это сон. В начале спектакля со стола со звоном падает зеленая лампа как символ устроенного быта. Далее герои существуют в неуютной реальности под огромным куполом с разбитыми стеклами, то ли в дыму, то ли в тумане, то ли в бреду. Ветер постоянно выдувает их из привычной реальности. На этом перепутье от Серафимы Корзухиной отрекается муж. Герои спектакля, лишаясь родины, словно теряют часть себя и становятся персонажами без личной истории. Серафиму увозят за границу Чарнота с Люськой. Голубков пытается ее найти. Во втором действии – в Константинополе русские эмигранты предстают перед зрителями в красных шутовских костюмах. На чужбине без средств к существованию каждый из них зарабатывает, как может. Чарнота продает «куколок», Люська втайне торгует собой. Когда Серафима от отчаянья неумело пытается встать на этот скользкий путь, ее находят Голубков и Хлудов. Но кто-то все-таки неплохо устраивается в новой реальности, воспользовавшись возможностями войны и революции. Так, Парамон Корзухин отмокает в золотой ванне на собственной вилле в Париже. Там его и застают Голубков и Чарнота, приехавшие в надежде занять у него денег для Серафимы. Тут Парамон, которого артист Алексей Орлов наделил чертами изысканного негодяя, произносит речь про доллар, не потерявшую актуальность и по сей день.
В итоге Чарнота обыгрывает Корзухина в карты, и они возвращаются в Константинополь с деньгами. Но счастливый финал в этом странном спектакле просто не предусмотрен историей. Серафима и Голубков возвращаются в Россию, где их будущее туманно. Это подчеркнуто в спектакле клубами дыма, в которых растворяются герои. Хлудов, доведенный до сумасшествия муками совести, тоже уходит в туман. А в финале дверь, в которую они исчезают, перекрывает стена со следами от пуль и кровоподтеками. В целом спектакль получился очень атмосферный, наполненный символами и буквально завораживающий своей декадентской красотой.
Актерам же удалось, несмотря на сложную задачу, прожить на сцене восемь снов – остаться очень органичными в своих образах.
Не возжелай жены ближнего
Французский адюльтер, джаз 1930-х годов, индийская экзотика, зажигательные танцы, мелодичные вокальные номера и неожиданные повороты сюжета слились в музыкальной комедии «Дамский портной» по пьесе Жоржа Фейдо на музыку Александра Журбина. – Нам хотелось сыграть легкую позитивную светлую историю без дополнительного пафоса, но которая, в то же время, учила бы мужчин, что пока ты смотришь на чужую жену, кто-то смотрит на твою, – рассказала главный режиссер театра Анна Фекета. – В итоге люди, которые в конце года загружены проблемами, могут прийти и получить заряд позитивной энергии, посмеяться и отдохнуть, а также увидеть потрясающие ткани, часть из которых я привезла из Шри-Ланки.
Индийский колорит в спектакле воплощает супруга доктора Мулино – Ивонна (Евгения Калашникова, Анна Захаренкова). Пока она читает мантры и сидит в позе лотоса в соседней спальне, ее супруг (Егор Кириленко, Максим Колесников) бегает на ночные свидания к своей пациентке Сюзанне (Софья Сучкова, Юлия Пихтина). Масло в огонь подливает теща (заслуженная артистка России Елена Бондаренко, Ирина Мякишева). В суматохе изменники назначают свидание в бывшей мастерской дамского портного. А потом появляется ревнивый муж Обэн (Игорь Переверзев, народный артист России Владимир Яковлев), его любовница Роза (Юлия Панченко, Вера Щепеткина) и ее супруг Буссине (Станислав Чернышев, Евгений Рекутный), и все еще больше запутывается. Но в финале – все счастливы и танцуют, ведь этот жанр трудно себе представить без хэппи-энда. – В спектакле замечательная музыка композитора Александра Журбина, а часть номеров – это джазовая классика 1930-х годов, – подчеркнула Анна Фекета. – Оркестр в спектакле звучит очень стильно, кроме того, это тот музыкальный материал, которого так не хватало в репертуаре нашего театра.
«Золотой Витязь» за «Иннокентия»
Спектакль иркутского ТЮЗа «Иннокентий» по пьесе Валерия Хайрюзова завоевал главную награду XIV Международного театрального форума «Золотой Витязь». Фестиваль проходил в Москве с 25 ноября по 5 декабря. В его программе было представлено 22 постановки из 12 регионов России, а также Украины, Сербии и Болгарии. Жюри также присудило артисту Вячеславу Степанову, который исполнил роль Иннокентия, диплом «За лучшую мужскую роль».
Напомним, что спектакль поставлен в рамках проекта «Путь святителя Иннокентия» и приурочен к 220-летию со дня его рождения. Иркутяне сыграли постановку один раз на новой сцене ГИТИСа в рамках фестиваля и два раза – на площадке театра «Вишневый сад» по просьбе иркутского землячества «Байкал». – Президент фестиваля Николай Бурляев представил нас как один из лучших театров России, – отметил директор театра и режиссер постановки Виктор Токарев. – Председателем жюри спектаклей большой формы был народный артист России Василий Ливанов. Победа для нас, с одной стороны, была неожиданностью, но с другой – когда мы играли, то сразу почувствовали, что спектакль понравился зрителям. Нас очень тепло принимали, и в финале весь зал, как и в Иркутске, поднимался в едином порыве, чтобы помолиться. Виктору Токареву также пришлось вспомнить свою первую профессию и исполнить в спектакле роль тунгусского вождя Тырынтына в связи с болезнью артиста Олега Тупицы.
По словам коллектива, это еще больше сплотило творческую группу, которая работала над постановкой. Напомним, что иркутский ТЮЗ принимал участие в театральном фестивале «Золотой Витязь» в шестой раз. Ранее на нем были представлены спектакли театра: «Прощание с Матерой», «На всякого мудреца», «Трибунал», «Сарафановы», «Легенды седого Байкала», которые были отмечены призами. Однако «Золотого Витязя» коллектив получил впервые.