Будь в курсе
событий театра

Предназначение на земле

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Послесловие к международному фестивалю «В кругу семьи»
 

Надолго останется в памяти открытие в Иркутске международного фестиваля театра и кино «В кругу семьи». Его красная дорожка, по которой шли звёзды театра и кино, лазерное шоу, фейерверки, выступления солистов оперы и концерт Рахманинова в исполнении нашего земляка, народного артиста РФ Дениса Мацуева. Но это событие было лишь чарующим мигом, впереди участников фестиваля ждали показы фильмов и спектаклей. Конкурсы шли в параллели, разделяя зрителей- иркутян на любителей театра и кино.
 

На двух сценах академического драматического театра имени Ох­лопкова спектакли показывали кол­лективы из Москвы, Перми, Кеме­рова, Улан-Удэ, Риги. Каждый театр стремился воссоздать своё представ­ление о семейных ценностях, о проблемах, которые герои спектаклей как могли, так и решали, подкрепляя слова Льва Николаевича Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая се­мья несчастливая по-своему».
 

Президент Общенациональной программы «В кругу семьи» Алек­сандр Ковтунец, говоря о националь­ной идее России, высказал мнение о том, что она может быть выраже­на поддержкой и вниманием к се­мье, её духовному развитию, в воспитании детей, которые, как прави­ло, берут пример со своих родите­лей. Немаловажную роль в деле воспитания семейных ценностей может играть и театр, укрепляющий осознание человека в продолжении своего рода, единении кровных и неделимых уз.
 

Хорошо знакомый иркутянам Международный фестиваль совре­менной драматургии имени Вампилова в своей основе предполагает равенство всех театров в показе спектаклей. Фестиваль «В кругу се­мьи» подчёркивает конкурсную основу, на нём награды получают только те, кто наиболее значимо, художественно выразительно и творчески обоснованно определя­ет тему фестиваля, раскрывает её во всём многообразии форм и со­держания театрального искусства.
 

Членам жюри - профессору, за­служенному деятелю искусств РФ Геннадию Дадамяну, театроведу, те­атральному критику Светлане Жартун, критику, кандидату искусство­ведения Елене Стрельцовой, заслу­женному артисту РФ Владимиру Ерёмину, народному артисту Украины Владимиру Талашко и председате­лю - народному артисту РФ, главно­му режиссёру Центрального акаде­мического театра Российской армии Борису Морозову было непросто оценивать работы театров, которые каждый по-своему подошли к этой непростой в сценическом воплоще­нии теме. Разброс драматургиче­ских интересов был очевиден.
 

Московский театр русской дра­мы, например, играл пьесу японско­го драматурга Коки Митани «Ака­демия смеха», пермский театр «У мо­ста» представил спектакль по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана», Рижский русский театр имени Ми­хаила Чехова показал «Маленького принца» по одноимённой сказке Ан­туана де Сент-Экзюпери, актёры Ир­кутского академического драмати­ческого театра имени Охлопкова пе­ревоплощались в героев инсцени­рованной повести Валентина Распутина «Последний срок».
 

Спектакли для детей входили в общий реестр конкурсного показа, их тоже было четыре: «Сказка о ца­ре Ироде, или Вертепщик» Омско­го государственного театра куклы, актёра, маски «Арлекин», «Чудо-ко­локол» Улан-Удэнского русского дра­матического театра имени Н.А. Бес­тужева, «Волшебное кольцо» кеме­ровского театра для детей и молодё­жи, «Колобок, плоский» «Неболь­шого театра Руслана Вольфсона» из Москвы.
 



Иркутяне могут гордиться: гран-при было присуждено спектаклю «Последний срок», показанному на фестивале нашим академическим драматическим театром.

 

Решение жюри о победителях фе­стиваля принималось в спорах, ана­лизе просмотренных работ, утвер­ждении своего эстетического пред­ставления о театральном искусст­ве. В конечном итоге консенсус был достигнут, места распределены по номинациям, обозначенным устро­ителями фестиваля.
 

Иркутяне могут гордиться: гран - при было присуждено спектаклю «По­следний срок», показанному на фе­стивале нашим академическим дра­матическим театром. Никто из зри­телей и членов жюри не остался равнодушным к судьбе старухи Анны, продлившей свой последний срок на один денёчек, чтобы повидаться с детьми, разъехавшимися во все кон­цы необъятного СССР, чтобы дождаться своей младшенькой Таньчоры, ви­дениями являющейся в её снах-забвениях. Не дождалась мать своей лю­бимицы, и старшие дети разъехались: терпения не хватило сидеть у крова­ти умирающей матери. Отсохла пу­повина родства, чужими стали те, кто устремился в города, подальше от де­ревеньки, вскормившей их вместе с молоком матери. Щемящее чувство вызывает судьба Анны, похожей на святую, канонизированную в этот сан не церковью, но самой жизнью.
 

Не случайно, не за игру - за под­линное проживание образа старухи Анны народная артистка РФ Ната­лия Королёва была признана лучшей исполнительницей фестиваля. Луч­шей стала и заслуженная артистка РФ Людмила Слабунова, сыгравшая в спектакле роль второго плана под­руги Анны - старухи Миронихи.
 

При рассмотрении претендентов на приз «За лучшую режиссуру» в составе членов жюри возникли раз­ногласия: очевидно, в представлен­ных на фестиваль спектаклях ярче других показался постановщик «Ка­леки из Инешмана» Сергей Федо­тов, но в своей работе он был дале­ко не безупречен. Заметны были просчёты в работе с актёрами, при­близительность в решении отдель­ных сцен, дробность всего постро­ения сценического действия. Иску­пил холодность восприятия спек­такля его финал, в котором калека от рождения Билли становится рав­ным среди островитян, наконец, уви­девших в нём его прекрасное, доброе, отзывчивое и легко ранимое сердце.
 

Сергей Федотов был признан луч­шим режиссёром, исполнитель ро­ли Билли актёр Василий Скиданов отмечен специальным призом жю­ри, а две актрисы, исполнительни­цы ролей тётушек - Мария Майданюк и Ирина Малинова - стали луч­шим актёрским дуэтом фестиваля.
 

За яркий актёрский ансамбль был отмечен спектакль кемеровского театра для детей и молодёжи «Вол­шебное кольцо», в котором испол­нители демонстрировали настоя­щую сплочённость, умение быть партнёрами, находящими продол­жение своего образа в остальных образах спектакля. Среди равных героев, представленных в спекта­кле, выделялся темпераментом, аб­солютной верой в предлагаемые об­стоятельства и особым юмором ска­за Бориса Шергина исполнитель ро­ли Царя Денис Казанцев, который также был выделен членами жюри.
 

Лучшим художником фестиваля был признан Андрей Запорожский - оформитель спектакля «Малень­кий принц» Рижского русского дра­матического театра, которому уда­лось при помощи сценического све­та и сферы, напоминающей рас­калённое солнце и одновременно служащей экраном с появляющи­мися на нём детскими рисунками, передать атмосферу сказки, полной философских размышлений о чело­веке, его предназначении на земле.
 

Удивление и восхищение вызвал и спектакль «Колобок, плоский», придуманный актёром из Подмоско­вья Русланом Вольфсоном. Испол­нитель соединил в нём мультипли­кацию, игру в живом плане и един­ственную куклу - Колобка, который пал жертвой лисы из-за излишней самонадеянности и нахальства. Ак­тёр сумел чётко распределить пода­чу содержания сказки среди детей и взрослых, удивляя малышей чудо- картинками и незатейливостью сю­жета, а родителей - комментарием к ним. Руслан Вольфсон, актёр-одиночка, стал равным среди других те­атральных коллективов фестиваля и за смелость, творческую самоот­дачу был отмечен жюри.
 

Фестиваль в очередной раз дока­зал, что зрителям ближе, понятнее, интереснее те произведения искус­ства, которые говорят о непрелож­ных истинах жизни, творящих до­бро и созидание, не имеющих вре­менных границ в жизни человече­ского духа.
 

Фото: Ольга Ковшикова

Автор: 
Светлана Григорьева
19.08.2014