Будь в курсе
событий театра

Праздник всегда с нами

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Пъесу «из первых уст» услышали участники Вампиловского фестиваля
 

Люди театра констатируют – в стране дефицит хороших современных пьес. Собственно, одной из целей Всероссийского театрального фестиваля им. А. Вампилова является поиск качественной новой драматургии. Не зря обычно в его программу попадают спектакли либо по пьесам современных авторов, либо по произведениям Александра Вампилова – именно такую планку качества установили иркутские организаторы. Поэтому событие, которое произошло в воскресенье, можно назвать одним из ключевых на фестивале.
 

В этот день состоялась читка новой пьесы известного сибирского драматурга Степана Лобозерова «В ста шагах от праздника». Нужно отметить, что у его произведений счастливая сценическая судьба, они ставились более чем в 200 российских театрах. Режиссерам, театральным критикам и завлитам удалось услышать «из первых уст» недавно законченную пьесу. По сути – это первый шаг на пути создания драматургической лаборатории фестиваля. Читка, кстати, была полезна и с практической точки зрения. Пьесу решили поставить в ближайшее время сразу два режиссера – заслуженный деятель искусств РФ Олег Пермяков и художественный руководитель Омского драматического театра «Галерка» Владимир Витько.
 

Действие пьесы происходит в маленьком городке, в квартирке недалеко от храма, в день церковного праздника – колокольный звон в произведении является главным смысловым акцентом. Фабула незатейлива: две семьи пытаются продать друг другу свое имущество. Одна – недостроенный особняк, другая – квартиру с вечно бегущими трубами. Одни мечтают перебраться в город, другие – вернуться в деревню. И, сообразно веяниям времени, пытаются обмануть друг друга.
 

– Я писал о человеке и о том, как оставаться человеком, – рассказал Степан Лобозеров. – Ведь если ты переступишь через нравственный закон, то перейдешь в другую реальность. Хотел бы сказать, что Вампиловский фестиваль – уникальное явление. Если сейчас в обществе пойдет возрождение, то пьесы Александра Вампилова будут очень востребованы, ведь он говорил о человеке и душе.
 

После читки пьесы состоялось ее обсуждение. По мнению московского театрального критика Капитолины Кокшеневой, судьба такой драматургии сложна в современном театре:
 

– Сегодня театр не чувствует аромата такой прозы, – отметила она. – Мне пьеса понравилась. Названием, композицией, своей камерностью и вместе с тем насыщенностью. Кроме того, нам сейчас важно, чтобы в центре мироздания стоял человек, как в произведениях Вампилова. Герои Степана Лобозерова – обычные люди, живущие в провинции. Ценно, что это не герой вамп, живущий в высших сферах, не супермен, а реальный человек. Финал пронзительный, пьеса трагикомическая. Смысл ее в том, что праздник пришел, можно не притворяться, уже можно ничего не продавать. У героев есть совесть – Божье око в человеке.
 

По мнению режиссера Олега Пермякова, Степан Лобозеров является одним из лучших современных драматургов, незаслуженно забытых Санкт-Петербургом и Москвой. Он отметил, что несмотря на это провинциальный театр никогда не откажется от произведений этого автора, ведь его зрители такие же простые люди, как герои пьес Лобозерова.
 

Театральный критик журнала «Современная драматургия» Валерий Бегунов отметил, что «В ста шагах от праздника» – это настоящая умная комедия, которая предполагает достаточно жесткий взгляд на мир.
 

– В пьесе много очень интересных моментов, – подчеркнул критик. – Там есть женщина Ирина и мужчина Виктор – это конфликт одиноких людей. И есть тертая старая продавщица, бабка – очень умный персонаж, она внутренний двигатель всей второй части истории. Если режиссер и актриса догадаются, что это самый умный персонаж, то получится настоящая комедия. Есть такое выражение «праздник всегда с нами», и старуха это показывает.
 

Художественный руководитель Омского драматического театра «Галерка» Владимир Витько рассказал, что у него не возникало сомнений ставить или нет пьесу «В ста шагах от праздника». Он планирует выпустить спектакль до конца 2007 года.
 

– Мне кажется, я понимаю эту пьесу, – сказал режиссер. – Почему сложно ставить современную пьесу? Можно смело поменять Петю с Витей местами и ничего не изменится, потому что они говорят на одном языке, одинаково мыслят, одинаково одеваются. А у Лобозерова есть интрига, язык, а главное – характеры героев.
 

СПРАВКА ГАЗЕТЫ «ОБЛАСТНАЯ»
 

Степан Лобозеров родился в 1948 году в селе Большой Куналей Бурят-Монгольской АССР, в старообрядческой крестьянской семье.
 

В 1967 году окончил Улан-Удэнское музыкальное училище, там же – культпросветучилище. Потом – Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Высшие режиссерские курсы, Высшие театральные курсы при Институте театрального искусства им.
 

А.В. Луначарского, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького (1991). Лауреат Государственной премии Бурятской АССР. Работал в народном театре и на телевидении (1990–1992). Пьесы Степана Лобозерова ставили многие театры страны, в том числе Русский государственный драматический театр им. Бестужева, Московский художественный академический театр им. Горького, драматический театр им. Ермоловой, Санкт-Петербургский большой драматический театр им. Товстоногова

Автор: 
Елена Орлова
19.09.2007