Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Право на счастье

Версия для печатиВерсия для печати

«Земля Эльзы» на сцене иркутского драмтеатра.
 

Последняя премьера сезона Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова — «Земля Эльзы» по одноименной пьесе Ярославы Пулинович в постановке Дмитрия Акимова. Спектакль о личной свободе, способности понимать других и непростой любви на склоне лет — бенефис народной артистки Наталии Королевой.
 

Глав­ная ге­ро­и­ня этой пье­сы — об­ру­сев­шая нем­ка Эль­за (На­та­лия Ко­ро­ле­ва), со­слан­ная в Си­бирь и всю жизнь про­жив­шая в усло­ви­ях по­дав­ле­ния чувств и уни­же­ния, за­ду­мы­ва­ет­ся о лич­ной сво­бо­де в воз­расте 76 лет. Толь­ко что похо­ро­нив мужа, она по­ни­ма­ет, что на­ко­нец мо­жет за­нять­ся со­бой. Дети, и даже вну­ки, уже вы­рос­ли и жи­вут от­дель­но, так по­че­му же не поз­во­лить себе то, чего дав­но хо­те­лось, но ни­как не мо­глось? Впро­чем, даже невин­ная покуп­ка ту­фель на каб­луч­ке уже вы­зы­ва­ет во­про­сы у окру­жа­ю­щих, на­чи­ная с про­дав­щи­цы в мест­ном сель­по и «кол­лег» по хору и за­кан­чи­вая соб­ствен­ной до­че­рью и внуч­кой. Что же бу­дет, ко­гда на го­ри­зон­те по­явит­ся интеллигентный муж­чи­на-вдо­вец Ва­си­лий (за­слу­жен­ный ар­тист Рос­сии Алек­сандр Бул­да­ков), про­яв­ля­ю­щий не толь­ко дру­же­ский ин­те­рес к но­вой зна­ко­мой? Быв­ший учи­тель гео­гра­фии го­тов от­крыть по­жи­лой жен­щине новые го­ри­зон­ты. Од­на­ко ни­кто из бли­жай­ше­го окру­же­ния ге­ро­ев не го­тов по­ве­рить в их ис­крен­ние чув­ства, и, что обид­нее все­го, в первую оче­редь кру­тят у вис­ка са­мые близ­кие род­ствен­ни­ки. Пра­во на лю­бовь и сча­стье прихо­дит­ся чуть ли не от­во­е­вы­вать, при­чем це­ной соб­ствен­ной жиз­ни.
 

Ав­тор пье­сы Яро­сла­ва Пу­ли­но­вич в сво­их ин­тер­вью рас­ска­зы­ва­ла, что взя­ла этот сю­жет из ре­аль­ной жиз­ни, ей рас­ска­за­ла эту ис­то­рию соб­ствен­ная бабуш­ка. Яро­сла­ва даже на­зва­ла этот сю­жет «Ро­мео и Джу­льет­той» наоборот. И дей­стви­тель­но, в ка­кой-то мо­мент от­но­ше­ния меж­ду се­мействами двух влюб­лен­ных лю­дей на­чи­на­ют на­по­ми­нать враж­ду Мон­тек­ки и Капулети, с той раз­ни­цей, что Ро­мео и Джу­льет­та во­об­ще-то са­мые стар­шие в сво­их се­мьях, хотя и впер­вые ис­пы­та­ли на­сто­я­щее чув­ство. В ка­кой-то мо­мент спек­так­ля даже на­чи­на­ют зву­чать мо­но­ло­ги из пье­сы Шекс­пи­ра, а ре­жис­сер вво­дит в дей­ствие ма­лень­ких двой­ни­ков глав­ных ге­ро­ев, что­бы по­ка­зать, что лю­бовь по­жи­лых лю­дей та­кая же чи­стая и невин­ная, как у де­тей.
 

Спек­такль о люб­ви пен­си­о­не­ров, по­став­лен­ный мо­ло­дым ре­жис­се­ром (Дмит­рию Аки­мо­ву 33 года) по пье­се мо­ло­до­го дра­ма­тур­га (Яро­сла­ве Пу­ли­но­вич — 31), по­лу­чил­ся уди­ви­тель­но тро­га­тель­ным и, если так мож­но вы­ра­зить­ся, за­бот­ли­вым — по от­но­ше­нию к воз­раст­ным ар­ти­стам и их ге­ро­ям. Ведь в са­мой пье­се и спек­так­ле все осталь­ные пер­со­на­жи го­то­вы бук­валь­но ко­стьми лечь, толь­ко бы не до­пу­стить чу­жо­го сча­стья. При этом ни­ко­го из них нель­зя на­звать от­кро­вен­ным зло­де­ем — у каж­до­го своя прав­да, и каж­дый хо­чет как луч­ше. Вот толь­ко жал­ко до слез имен­но Эль­зу и Ва­си­лия.
 

Но «Зем­ля Эль­зы» — это не толь­ко про лю­бовь, ко­то­рой, как из­вест­но, все воз­рас­ты по­кор­ны, это спек­такль о по­ни­ма­нии себя, о том, кто ты и на­сколь­ко ты сво­бо­ден. И ко­гда непре­клон­ный оп­ти­мист Ва­си­лий Иг­на­тье­вич уста­ми Алек­сандра Бул­да­ко­ва про­из­но­сит за­ме­ча­тель­ный мо­но­лог о ста­ро­сти («Не нуж­но вам ста­реть. Я, зна­е­те, как ду­маю? Ко­гда мне было пять, это был я. Ко­гда мне было де­сять, это тоже был я. И в пят­на­дцать, и в трид­цать. А сей­час мне семь­де­сят два, и это все рав­но я. А если я — это я и в пять, и в семь­де­сят два, зна­чит, ста­ро­сти нет».), вдруг по­ни­ма­ешь, что речь здесь идет не толь­ко о воз­расте, но о том, что пра­во на сча­стье дол­жен иметь лю­бой че­ло­век, неза­ви­си­мо ни от ка­ких об­сто­я­тельств.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Антон Кокин
03.07.2019