Будь в курсе
событий театра

Правда искусства. Как русский театр объединяет народы

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В этом году на сцене Иркутского драматического академического театра имени Охлопкова поставили один из самых масштабных спектаклей за всю его историю.
 

В спектакле «Александр Невский в Срединном мире» участвуют около сотни актёров из разных уголков Сибири: Приангарья, Бурятии, Якутии, Тывы. Красивейшую постановку запланировали как подарок иркутянам ко Дню России и как яркую финальную точку: «Невским» закрыли театральный сезон.
 

О таком грандиозном проекте, который гремел на всю область, и сами охлопковцы, и режиссёр спектакля - народный артист России, экс-министр культуры Якутии, лауреат Госпремий СССР и РФ Андрей Борисов мечтали ни много ни мало - два десятка лет, но воплотить идею в жизнь удалось только сейчас. И как говорит режиссёр, это случилось как никогда вовремя - именно сейчас духовное единение и притяжение необходимо народам нашей страны больше всего.
 

Покаяние полководца
 

Больше сотни сшитых специально для спектакля исторических костюмов, эффектные массовые сцены и глубокий, но понятный простому зрителю смысл - над самой яркой постановкой сезона режиссёр из Якутии работал в Иркутске не больше месяца, однако спектакль получился таким, будто над ним трудились не меньше года.
 

Досье:

Родился 28 ноября 1951 г. в Якутии. Окончил высшее театральное училище им. Щепкина и Государственный театральный институт имени Луначарского. 25 лет был министром культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России, основатель театра Олонхо. Ставил спектакли в МХАТе им. Горького, на Алтае, в Иркутске, Китае и Турции.
 

За основу постановки Борисов взял пьесу Марины Варбут. По сюжету, великий князь Александр Невский, разбивший шведов, отправляется за поддержкой к монгольскому хану и по дороге решает «заскочить» на Байкал, где в это время проходят игры Орды. И если историки до сих пор сомневаются в том, был ли на самом деле святой защитник России на берегу священного озера, то у режиссёра на это свой взгляд:
 

«Исторически это нигде не описано, но мы, прослеживая по карте путь Александра Невского в Каракорум, образно допустили, что он мог быть здесь - у горы Ёрд. И символично, что спектакль представили в День России, накануне Ёрдынских игр. Этот праздник имеет великое значение, он не просто календарная дата. По-старому то, что он в себе несёт, называли дружбой народов, но мы только открываем нашу культуру, которая «соткана» из многих культур Евразии. И искусство нам в этом помогает», - объясняет режиссёр.
 

Иркутский драматический театр имеет для Борисова особое значение: здесь начинал работать Геннадий Сотников, которого сам режиссёр называет своим братом и другом, но Невского он поставил здесь, спустя 20 лет раздумий, не только поэтому.
 

«Иркутск - это Срединный мир, об этом известно давно, испокон веков. А от середины мира можно руки, как два крыла, распахнуть и на восток, и на запад. И когда я это понял, меня поразило, поэтому и выбор темы, и выбор театра не могли быть другими».
 

На месте главного героя тоже не мог оказаться никакой другой полководец. Андрей Борисов уверен, что князь Невский - уникальная фигура, которая до сих пор, несмотря на разделяющие его и наших современников столетия, может объединять народы востока и запада.
 

«Некоторые меня спрашивают: почему именно князь Александр? – задаёт риторический вопрос Борисов – Многие знают его как победителя боя на Чудском озере и триумфатора Невской битвы. Однако для многих до сих пор открытие в том, что князь Александр первым почувствовал евразийскую сущность России. Успех или неуспех постановки меня совершенно не волнует, но тревожит другое – затронули ли мы главное: как великий полководец, который, не задумываясь, отрубал своим врагам головы, вдруг через православие приходит к мысли покаяния».
 

«До того это всё настоящее!»

И хотя режиссёр говорит о том, что для него успех неважен, нельзя не сказать о том, что пьесу в Иркутске оценили очень высоко. Это началось ещё с вечера премьеры. В спектакле есть сцена, когда Сартак – сын Батый хана – и князь Невский братаются на берегу Байкала. Именно в этот момент все 500 зрителей в зале начали одновременно с энтузиазмом аплодировать. Андрей Борисов считает, что такая реакция публики показывает, насколько сегодня востребован не вымысел, а «правда искусства».
 

«Есть даже поручение президента нашей страны Министерству иностранных дел России о том, что при экономической комиссии Евразийского союза нужно создать новый консультативный орган под названием «культурное сотрудничество», - рассказывает режиссёр. – И я уверен, что нам сейчас просто необходимо создавать такие проекты, такие спектакли, совместные фестивали. Без такого духовного единения Россия никогда не была и не будет Россией».
 

Часто, желая сделать режиссёрам успешных спектаклей комплимент, зрители и критики сравнивают их творения с европейскими постановками, но автор «Александра Невского» с такой похвалой не согласен.
 

«Когда мой театр в Москве давал «Короля Лира», критики мне сказали: «О! Да вы – европейский театр!» Я на это обиделся, потому что мы – русский театр, - заявляет он. – Русский театр – мировой, потому что в нём проповедуются самые главные – духовные, фундаментальные ценности, на сцене всегда говорят о самом важном. Я видел в Иркутске спектакль «Последний срок» по Распутину (постановка Геннадия Шапошникова. – Прим. ред.). Я даже чуть испугался: до того это всё настоящее, особенно Анна – главная героиня. Смотрел и думал: до какого предела искусство может быть правдивым? Ведь наступает тот предел, когда искусство и правда жизни вдруг начинают спорить друг с другом».
 

Для своей народной исторической драмы Андрей Борисов находил некоторых артистов буквально из народа – 11 монгольских и русских воинов, которые на протяжении всего спектакля сопровождали князей и ханов, играли не профессиональные актёры, а обычные иркутские студенты. Чтобы выбрать самых артистичных «богатырей» из сотни желающих почувствовать дух большой сцены, режиссёр, испытывал парней на прочность – учил правильно замахиваться украшенным каменьями бутафорским мечом и вставать в грозную позу.
 

«Человек может быть здоровый, сильный, красивый, интересный, но, если у него координация движений не контролируется, то он на сцене только мешает. Я уже научился через простые приёмы понимать, кто может играть, а кто – нет», - поясняет режиссёр.

Автор: 
Софья Мишина
24.07.2015