Послевоенная человечность
Разработка сайта:ALS-studio
Преданные зрители Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова наконец дождались первой премьеры этого года. Несмотря на то, что на календаре только начало февраля, Геннадий Гущин уже поставил спектакль к 65-летию победы в Великой Отечественной войне, отмечаться которое будет только в мае. Впрочем, «Соловьиная ночь» по одноименной пьесе Валентина Ежова не столько о войне, сколько о любви и поведении человека в экстремальной ситуации, утверждает режиссер.
Пьеса «Соловьиная ночь» известного советского киносценариста Валентина Ежова, по чьим работам сняты такие кинофильмы, как «Баллада о солдате» и «Белое солнце пустыни», была очень популярна в 60-е годы прошлого века, шла во МХАТе, театре им. Маяковского в Москве и еще в ста городах бывшего СССР. Сегодня иркутский режиссер Геннадий Гущин решил вернуться к этому материалу, чтобы поговорить о простых людях, их чувствах и поступках. Антивоенный пафос играет тут не самую важную роль, говорит он. Сцена перекрещена помостами, которые создают в ее центре огромный противотанковый еж — символ войны, по мысли художника-постановщика Александра Плинта. С трех сторон действие обрамляют большие витражи как в католическом костеле, среди которых блистают трубы органа. Именно орган время от времени возвещает трагические события спектакля.
Действие происходит в мае 1945 года в небольшом немецком городке. Война уже кончилась, и советские солдаты пытаются осознать себя в новом мире. Они заново учатся называть окружающие их вещи своими именами: не водный рубеж, а речка, не воздушное пространство, а небо. Молодые солдаты получают первую после победы увольнительную и отправляются гулять по городу. Сержант Петр Бородин (арт. Анатолий Чернов) встречает на своем пути юную немку (арт. Светлана Светланова), которая пытается его убить. Их вза-имная ненависть в течение дня преобразится сначала в симпатию, а потом перерастет в любовь. Из-за этого сержант не успеет вовремя в свою роту, что обернется для него поломанной жизнью. Молодым влюбленным не суждено быть вместе, несмотря на то, что автор пьесы и режиссер оставляют такую надежду для героев и зрителей. Во втором акте вообще начинается уже какая-то другая, отдельная пьеса — о человеческой подлости с одной стороны, и о благородстве и готовности к самопожертвованию с другой. Но уже не между юношей и девушкой, а в рядах советской армии. При этом поступки героев выглядят не слишком натурально, а местами и просто нелогично. Главным образом это, конечно, проблема самой пьесы, которая, честно говоря, является далеко не лучшим произведением Валентина Ежова. Офицер комендатуры (арт. Василий Конев) то ли из зависти, то ли из неприязни клевещет на главного героя, которого потом пытаются защитить старлей (арт. Алексей Лобанов) и начальник гарнизона (эту роль Геннадий Гущин выделил себе). Режиссер вместе со своим персонажем пытается разобраться, можно ли наказывать человека за то, что он сделал другому добро, и если враждующие стороны смогли найти общий язык после войны, то почему не могут понять друг друга люди, не бывшие по разные сто-роны баррикад. В результате его персонаж жертвует своим положением, а может быть и жизнью, ради правды и справедливости, однако самопожертвование полковника (и это хорошо понимает каждый сидящий в зале) ни к чему не ведет, потому что он не спасет жизнь сержанта, которого все равно найдут и в лучшем случае посадят, а в худшем — расстреляют.
«Мы ставили этот спектакль, прежде всего, про любовь, — рассказывал Геннадий Гущин накануне премьеры. — И как в экстремальной ситуации одни люди теряют что-то человеческое, а другие, несмотря ни на что, пытаются это сохранить. Ведь остаться человеком очень трудно — и не дай бог испытывать человека экстре-мальными ситуациями. Я сознательно старался уйти от всех политических моментов, которые есть в пьесе, а поставить спектакль про простых людей».
Тем не менее, на афише «Соловьиной ночи» уже стоит фраза: «65-летию победы в Великой Отечественной вой-не посвящается», и режиссер рассчитывает, что непосредственно к этой дате спектакль наберет мощь.
Главным героем спектакля, по мысли режиссера Геннадия Гущина, является любовь, которая должна преодолеть все преграды