Будь в курсе
событий театра

«Последний срок» на Земле обетованной

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Израиле Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова знают хорошо: в 2012 году творческий коллектив с большим успехом показывал там спектакль «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова. В октябре этого года жители пяти израильских городов смогли увидеть спектакль «Последний срок» Валентина Распутина в постановке Геннадия Шапошникова. Эта работа театра не раз получала признание на российских и международных театральных форумах. В августе спектакль по легендарной повести сибирского писателя стал победителем Международного театрального фестиваля «В кругу семьи». Ровно год назад театр представил эту постановку на сценических площадках Германии, Чехии и Голландии.
 

«Последний срок» — очень камерный спектакль, а сценические площадки в Израиле у нас были самые разные. Мы практически ничего с собой не везли: к нашим гастролям все подготовили на месте. Первым городом в поездке был Арад, там пришлось срочно обживать новые декорации, новый реквизит. И этот момент был для нас самым сложным, — рассказывает исполнитель роли Михаила, заслуженный артист России Степан Догадин. — В Израиле мы прикоснулись к истоку христианства. Там действительно потрясающая энергетика! Несколько лет назад я играл в спектакле «Матросская тишина» Александра Галича, и мой герой Абрам Шварц произносил такие слова: «Ты знаешь, я никогда, наверное, не поеду на Средиземное море, не увижу Иерусалим…». А у меня такая возможность была.
 

Далее спектакль по одноименной повести Валентина Распутина увидели жители города Нацрат-Илит. 18 октября театр с успехом представил «Последний срок» на сцене одного из культурных центров Ашдода — матнаса «Дюна-Юд» (в подобных центрах сосредоточивается культурная жизнь русскоязычного населения). Во время прошлых гастролей по Израилю день показа спектакля «Прошлым летом в Чулимске» в этом городе пришлось перенести: тогда на этой территории практически шла война.
 

Город Хайфа показался нашим артистам очень красивым, здесь они любовались Бахайскими садами. На спектакль пришел проживающий в Израиле однокурсник заслуженного артиста России Владимира Орехова, которого постановка весьма впечатлила. В последнем гастрольном пункте иркутский спектакль открывал мэр города Мигдаль а-Эмек. Показ прошел хорошо, в финале зал дружно гудел: «браво», «спасибо»!
 

Русскому человеку свойственно стремление к анализу собственной души, — замечает директор театра, заслуженный работник культуры России Анатолий Стрельцов. — Наше искусство – это искусство сопереживания, потому в начале спектакля было трудно «растапливать» сущность других людей, ведь израильтяне — более сдержанная нация. И все же человеческие отношения преодолевают все преграды и непонимание. Мне в жизни много где приходилось бывать. Но на Бродвее тебя не посещают мысли, которые возникают, когда ты смотришь на холмы Иерусалима. Здесь человек начинает думать о себе, о природе, о Боге. Перед ним стоит вечность. И в это прекрасное место мы привезли спектакль, который помогает людям стать чище.
 

Меня очень взволновала наша заключительная встреча со зрителями в городе Мигдаль а-Эмек, — рассказывает исполнительница роли Миронихи, заслуженная артистка России Людмила Слабунова. — Какими глазами они на нас смотрели! Со спектакля люди унесли с собой надежду на то, что можно изменить что-то в своих отношениях с близкими.
 

Их отношение к Родине впечатляет настолько, что хочется и свою любить так же, — говорит художественный руководитель театра Геннадий Шапошников. — Мы все время говорим не «наша», а «эта страна». Многим израильтянам чувство ностальгии неведомо. Но театр — это удивительно прочная, соединяющая людей нить. Несмотря на несхожесть, наши отношения «прорастают» друг в друга. Как рассказывали местные жители, в Израиль часто везут развлекательные программы и спектакли. А тут мы, абсолютно не вписываясь в общее направление, рискнули и показали серьезную историю. И не просто спектакль «на тряпочках», а с декорациями, со всем реквизитом, который сложно было в Израиле найти: настоящий полушубок, алюминиевые кружки, граненые стаканы и прочее.
 

В Израиле есть градация залов: перспективные, малые и клубные. В прошлый раз успех был не меньше, но наши залы были не первого эшелона. В этот раз мы выступали на площадках уровнем выше. Перед отъездом администраторы, которые занимались организацией спектаклей в Израиле, попросили поставить специально к следующим гастролям в эту страну «Поминальную молитву». Спектакль по произведению Григория Горина несколько лет назад с большим успехом шел на сцене Иркутского академического драмтеатра. Для нас это предложение стало приятной неожиданностью, тем более что в последнее время мы сами не раз обсуждали эту пьесу. И залы нам обещали на этот раз предоставить театральные — первого эшелона.
 

Во время действия в спектакле я всё время нахожусь на сцене, — говорит исполнительница роли старухи Анны, народная артистка России Наталия Королёва. — Сижу на кровати, прямо передо мной находится зритель, и я за ним наблюдаю. Шумок, говорок, нежелание воспринимать или, наоборот, настрой на сопереживание — я все это чувствую. Израильтянам, например, не нравились сцены пьянства, им неприятно было на это смотреть. Зритель незнакомый, потому сложный, но очень интересный. Я играла и видела, как во время спектакля менялся зал. И мы их «пробили»! «Последний срок» израильский зритель принял с благодарностью. Наши артисты привыкли, что по окончании спектакля зал практически всегда аплодирует стоя. А тут администраторы назвали событием, признаком огромного успеха то, что в финале действия поднялся израильский зритель, который обычно так не делает. Мне кажется, что у нас получилась некая акция. Туда так любят ездить звезды! А мы привезли туда своего классика, Валентина Распутина, привезли русский психологический театр.
 

Говорят, что на «Последнем сроке» все плачут. Да разве в этом дело? Важно другое: задеваем ли мы души этих людей? Пробиваемся ли к их мыслям? Слезы ненадежны. Можно поплакать и вскоре забыть об этом. Самое ценное происходит тогда, когда мы помогаем человеку задуматься о жизни, о Боге, ведь эти мысли останутся с ним надолго.

Автор: 
Ольга Олекминская
01.12.2014