Будь в курсе
событий театра

Последний писатель Великой Отечественной войны

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
21 мая Россия отмечает 90 лет со дня рождения замечательного советского писателя, драматурга, сценариста Бориса Васильева. Борис Львович родился в 1924 году. Он принадлежал к первому поколению, появившемуся на свет после страшной Гражданской войны и сразу же, в 1941 году ушедшему на фронта Великой Отечественной…. В живых осталось всего 3 %. Не случайно в своем творчестве писатель постоянно обращался к теме войны и военного поколения. 
 
 
«Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам – разрушенное идейное... – писал Борис Васильев. - Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь». Отец писателя, Лев Александрович Васильев был кадровым офицером царской, а в впоследствии и Красной армии, «чудом пережившим три армейские чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...». Мать – Елена Николаевна Алексеева происходила из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Александра Пушкина и Льва Толстого.
 
 
«Мы были детьми Гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной... И в этой гражданской войне – негромкой, ползучей – наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой – это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана». Борис Васильев ушел на фронт добровольцем сразу же, в 1941 году, после 9 класса. В составе истребительного комсомольского батальона был направлен под Смоленск, где попал в окружение, вышел из которого в октябре 1941 года. Потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. В 1943 году по этой причине покинул действующую армию. «...Мне и вправду выпал счастливый билет, – вспоминал Борис Львович. - Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».
 
 
Осенью 1943 года Борис Васильев поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина. В 1945 году женился на Зоре Альбертовне Поляк, которая позже послужила прототипом Сони Гурвич для повести «А зори здесь тихие…» и Искры Поляковой для «Завтра была война». Драматичный эпизод в начале их совместного пути стал, по словам Бориса Васильева, эпиграфом ко всей последующей жизни: «…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу.
 
– Мины.
– Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг.
– Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.
– Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.
 
Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И – вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я – счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг».
 
 
В 1946 году Бори Львович окончил инженерный факультет академии и работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте Борис Васильев назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
 
Дебютом Бориса Львовича стала пьеса «Танкисты» (1954), посвященная смене поколений в армии послевоенной страны. Эта пьеса под названием «Офицер» была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии. Позднее Борис Васильев так напишет об этом эпизоде: «А может быть, это-то и хорошо, что запретили без всякого объяснения? Если бы надавали замечаний, я бы растратил уйму времени, пьесу все равно бы угробили (в этом ведомстве своих мнений не меняют), а я бы привык доделывать да переделывать по указаниям, слухам, мнениям... Я слушаю только редакторов, устраняю их замечания или принимаю к сведению, но никогда ничего не переделываю во имя, так сказать, сиюминутного момента» 
 
 
Через несколько лет писатель окончил студию при Госкино СССР, где занимался изучением практики написания сценариев. В этой сфере его сразу ждал успех: по работам Бориса Васильева были поставлены художественные фильмы: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). В 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широкую известность. Ради заработка приходилось также сочинять сценарии для КВН, писать подтекстовки к киножурналам «Новости дня» и «Иностранная хроника».
 
 
Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» (1967): А.Т. Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Но после его смерти она почти три года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году (№ 8–9). К этому времени в журнале «Юность» уже была напечатана другая повесть автора – «А зори здесь тихие...». Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. Васильев вспоминал, что Борис Полевой, прочитав рукопись, сделал всего два замечания (заменить «шмайссер» на «автомат» и «еловый корень» на «выворотень») и немедленно подписал ее в номер. С этого момента начинается долгое успешное сотрудничество с журналом «Юность», где впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева. Уже через год повесть «А зори здесь тихие…» была перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1972 году книга была успешно экранизирована Станиславом Ростоцким. За эту картину ее создатели были удостоены Государственной премии СССР, а в 1973 она была номинирована на «Оскар», но уступила фильму Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии».
 
 
В начале 1980-х годов Борис Васильев публикует два произведения, очень близких по внутренней проблематике. Это автобиографическая повесть «Летят мои кони» («Юность», 1982, № 6), глубоко искренняя и полная тепла по отношению ко всему, что составляло его юность; и повесть, «Завтра была война» – наверное, одно из наиболее жестких произведений писателя,14 лет до этого пролежавшее на полке из-за отказа редакций его публиковать. 

 
 «...Так было во всех семьях, инерционно стремившихся передать нам нравственность вчерашнего дня, - писал Борис Львович об этих своих работах. - Тогда как улица – в самом широком смысле – уже победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас на части, не сеяло дисгармонию, не порождало конфликты: это двойное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь» («Летят мои кони». М., 1984). По повести «Завтра была война» в 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм. Вот уже девять лет на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова идет спектакль по этой пьесе, в постановке художественного руководителя театра Геннадия Шапошникова. «Завтра была война» - как для актеров, так и для зрителей является удивительным и целебным опытом общения с людьми того времени. Конечно, большинство востребованных сегодня пьес написано очень давно, и всегда интересно, каким был человек в XVII, XVIII или XIX веке. Но в этом произведении Бориса Васильева столько созидательного начала, столько честности и правды: он не приукрашивает своих героев, он любит их такими, какие они есть. Все они дороги писателю, все они становятся близки и нам, современникам совсем другой России. 
 
 
В конце 1980-х годов Борис Васильев активно участвовал в общественно-политической жизни: был депутатом I Съезда народных депутатов СССР, членом Комиссии съезда по расследованию событий 1989 года в Тбилиси. Однако довольно скоро Борис Львович оставил политику, считая, что писатель должен заниматься своим делом. Тем не менее, в 2002 году он вновь оказался общественно востребованным – был назначен членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека. В то же время Борис Васильев писал исторические романы о жизни известных людей далекой старины. Скончался Борис Львович 11 марта 2013 года в Москве на 89-м году жизни.
 
 
Произведения писателя
В списках не значился. (1974) Повесть
Великолепная шестерка. (1980) Рассказ
Ветеран. (1976) Рассказ
Встречный бой. (1979)
Вы чье, старичье? (1982) Рассказ
Гибель богинь. Повесть
Глухомань. (2001) Роман
Длинный день. (1960) Сценарий к фильму
Жила-была Клавочка. (1986) Повесть
Завтра была война. (1984) Повесть
Иванов катер. (1970) Повесть
Кажется, со мной пойдут в разведку. Повесть
Красные жемчуга. Повесть
Летят мои кони. (1982)
Не стреляйте белых лебедей (1973). Роман
Неопалимая купина. (1986) Рассказ
Отрицание отрицания. 
Очередной рейс (1958). Сценарий к фильму
Очередь. Рассказ
Пятница. Рассказ
Самый последний день. (1970)
Скобелев, или Есть только миг… (является ответвлением от романа «Были и небыли»)
Стучите и откроется. (1955) Пьеса
Суд да дело. Повесть
Танкисты. [Офицеры] (1954) Пьеса
Холодно, холодно… Рассказ
Экспонат №…
 
Серия исторических романов «Романы о Древней Руси»
Вещий Олег (1996)
Ольга, королева русов
Князь Святослав (2006)
Владимир Красное Солнышко (2007)
Александр Невский (1997; переизданный под другим названием роман «Князь Ярослав и его сыновья»)
Государева тайна (2009)
Владимир Мономах (2010)
Серия исторических романов «История рода Олексиных»
Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда (1998)
Были и небыли (1977—1980)
Книга 1. Господа волонтеры
Книга 2. Господа офицеры
Утоли моя печали (1997)
И был вечер, и было утро (1987)
Дом, который построил Дед (1991)
Ровесница века (1988; переизданный под другим названием роман «Вам привет от бабы Леры»)
 
Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
Орден Дружбы (27 мая 1994) — за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры
Орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985)
Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981)
Орден Дружбы народов (16 ноября 1984)
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000)
Государственная премия СССР (1975) — за фильм «А зори здесь тихие…»
Премия Ленинского комсомола (1974) — за фильм «А зори здесь тихие…»
Памятный приз Венецианского кинофестиваля (1972) — за фильм «А зори здесь тихие…»
Главный приз Всесоюзный кинофестиваля (1973) — за фильм «А зори здесь тихие…»
Премия имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997)
Премия Ника (2002)
Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009)
 
Фото: ИТАР-ТАСС
 
21.05.2014