Режим для слабовидящих Обычный режим

Послание с круглого стола фестиваля

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

В Иркутске, крупном региональном российском центре, городе с давними культурно-художественными традициями, в рамках «ВСЕРОССИЙСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ им. А. ВАМПИЛОВА» на «круглый стол» по теме «Рынок и искусство: приобретения и потери» собрались представители культуры и искусства, экономики и юриспруденции, государственных учреждений культуры и об-разования, участники профессиональных и любительских театров, исполнительной и за-конодательной власти, в том числе – органов культуры – как из Иркутска и Иркутской об-ласти, так и из Москвы и других городов России.
 

В ходе дискуссии был выработан документ, который участники «круглого стола» бе-рут на себя смелость обнародовать как



 

ОБРАЩЕНИЕ
КОЛЛЕГАМ, СОГРАЖДАНАМ
И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ

 

К сожалению, новое вхождение современной России в систему рыночных отношений породило огромный клубок проблем в сфере культуры и искусства. Этими проблемами озабочены не только деятели культуры и искусства, науки и образования, но и представи-тели законодательной и исполнительной власти, бизнеса, промышленности, финансовых кругов, и, безусловно, все те россияне, которым дороги наши духовные и культурные тра-диции и небезразлично будущее нашей Родины. Это будущее невозможно строить без пе-редачи новым поколениям культурного, нравственного, духовного, художественного опы-та. И государство должно также активно и заинтересовано участвовать в передаче и раз-витии этого опыта, как и его граждане, как все общество вцелом.
 

В этом плане нам представляются чрезвычайно важными те направления и приори-теты в законодательной практике и государственной политике, которые влияют непо-средственно на культурно-художественную и нравственно-духовную жизнь общества. Вот какими видятся нам наиболее принципиальные и актуальные изменения в законода-тельстве России и госполитике относительно культуры и искусства.
 

Прежде всего, законодательство в сфере культуры и искусства должно опреде-лять политику государства в этой сфере как один из важнейших приоритетов зако-нодательной и исполнительной власти.
 

В этой сфере должны законодательно обеспечиваться такие же приоритетность и про-текционизм со стороны государства, как, например, в сфере обороны – ибо духовное и нравственное здоровье граждан России и российского общества столь же важны для обес-печения будущности и независимости нашей Родины и ее народов, как и строительство армии и военной промышленности.
 

Законодательно должны быть определены и разделены сферы некоммерческой и ком-мерческой деятельности в культуре и искусстве. Также должны быть заложены в феде-ральное законодательство нормы и принципы, по которым на федеральном, региональном и муниципальном уровне часть средств, заработанная в коммерческом секторе культуры и искусства, могла бы направляться в некоммерческий сектор (например, через систему це-левых фондов или грантов).
 

Законодательно должны быть закреплены понятия о коммерческой и некоммерческой деятельности вцелом и в культуре и искусстве в частности; понятия о меценатстве, спон-сорстве и т. д.; понятия о форс-мажорных обстоятельствах в сфере коммерческой и не-коммерческой деятельности в культуре и искусстве; об ответственности и ограничениях этой ответственности для нанимателей (работодателей, заказчиков) и исполнителей и на-емных работников в культурно-художественной деятельности.
 

Федеральное законодательство в сфере культуры и искусства должно закреплять гаран-тированную долю федерального, региональных и муниципальных бюджетов, которая на-правляется в сферу культуры и искусства. Законодательство должно также запрещать уменьшение этих долей при сверстывании бюджетов и, тем более, уже в ходе выполнения утвержденных бюджетов – и предусматривать ответственность за такие действия.
 

Приоритетность и протекционизм могут быть выражены в законодательном обоснова-нии создания государственных, региональных и муниципальных целевых фондов для тех или иных направлений в культуре и искусстве: например, пропаганды и развития класси-ческого наследия и национальных традиций; защиты родного языка, национальной кине-матографии, театра, литературы; поддержке молодых деятелей культуры и искусства и др.
 

В рамках законодательства о целевых фондах должны быть закреплены базовые поня-тия и критерии относительно конкурсных принципов и экспертных оценок.
 

Законодательно должен быть закреплен принцип перехода от дотационной - к проект-но-программной форме господдержки в культуре и искусстве. То есть государственная, региональная, муниципальная поддержка разовых и долгосрочных проектов и начинаний в культуре и искусстве, а также деятельность по их осуществлению учреждениями и кол-лективами (независимо от форм их собственности, организации и ведомственной принад-лежности) должна строиться на основе полных смет и организационно-экономических планов, а не по остаточному принципу.
 

Законодательно должно быть закреплено право выбора, наряду с конкурсной основой, и других способов и форм поддержки – как со стороны заявителей, так и со стороны тех, кто предоставляет поддержку: государственных, региональных, муниципальных властей и учреждений или общественных и частных организаций.
 

Федеральные законы должны обеспечивать региональным и муниципальным властям широкую свободу в выборе различных форм и способов финансовой и иной поддержки инициатив, проектов и программ в искусстве и культуре – независимо от ведомственной принадлежности и форм организации и собственности. В том числе:

- Необходимо снять запреты на выделение государственных (федеральных, региональ-ных и муниципальных) средств негосударственным, общественным, частным и т. п. структурам, организациям, проектам и начинаниям в культуре и искусстве.
 

Это, скажем, расширит базу для учреждения на самом разном уровне различных гран-тов, дотаций, целевых региональных и муниципальных фондов и пр.
 

- Необходимо более точно прописать нормативно-законодательную базу взаимоот-ношений с привлеченными спонсорами и инвесторами.
 

При предоставлении спонсорам и инвесторам возможности совместно распоряжаться зданиями и территориями, находящимися в ведении учреждений культуры и искусства, нужно иметь законодательное право запрета на перепрофилирование деятельности данно-го учреждения (детского творческого центра, музея, библиотеки, театра и т. п.)
 

- Необходимо пересмотреть законы о налогообложении в сфере культуры и искусства применительно как к самим учреждениям культуры и искусства, так и в отношении под-держивающих их структур, лиц, фирм и организаций.
 

Уменьшать до чисто номинальных ставки по аренде зданий, территорий, оборудо-вания и пр. для государственных, общественных и частных коллективов и объединений, осуществляющих разовые или долгосрочные проекты в сфере культуры и искусства.
 

Предоставлять меценатам, спонсорам, инвесторам различные налоговые скидки и по-слабления; исключать из налогооблагаемой базы средства, затраченные на помощь куль-туре и искусству; если меценат, спонсор или инвестор вложил средства в художественные и социо-культурные проекты, поддерживаемые федеральными, региональными или муни-ципальными программами, то эти средства также полностью или частично исключаются из налогооблагаемой базы - и пр.

-----------------------------------------------------------------------------------

Мы задаемся вопросом: почему столь широко представлены во всех формах общест-венных дискуссий и во всех видах печатных и электронных СМИ прежде всего мнения политологов о том, каким может быть или будет состав Госдумы и правительства России и их политика в той или иной отрасли экономики? Но нигде публично - широко и мас-штабно, подробно и авторитетно - не обсуждается специалистами и гражданами то, какой бы мы хотели видеть культурную политику страны, какие приоритеты в культуре и искус-стве намерены и должны поддерживать президент, Дума и Правительство? Каких лично-стей, специалистов и политиков мы бы хотели видеть во главе Министерства культуры и в составе Комитета по культуре Госдумы? Почему в ходе предвыборных кампаний среди приоритетов, озвучиваемых кандидатами в депутаты и на иные выборные должности, не присутствуют проблемы культуры и искусства, как важнейших составляющих настоящего и будущего духовного развития общества и страны?
 

Мы считаем, что данный документ, выработанный на нашем «круглом столе» в ходе дискуссий и доработанный рабочей группой, может быть основой для депутатских запро-сов и для поручения депутатам по внесению поправок в соответствующие законы или в проекты законов, готовящиеся к внесению на рассмотрение Государственной думы.
 

Мы также рассматриваем данный документ, как наше обращение к самым широким слоям сограждан-россиян и, прежде всего, к нашим коллегам. Мы предлагаем развернуть широкие дискуссии по проблемам, затронутым в данном обращении. Мы предлагаем в форме этих дискуссий, а также в форме запросов и поручений депутатам, реализовать на-ше право граждан, наше право избирателей: обнародовать и довести до сведения законо-дательной и исполнительной власти наше мнение о том, какой мы бы хотели видеть куль-туру нашей Родины и каковы должны быть во имя этого культурная политика нашего го-сударства и федеральные законы, обеспечивающие эту политику.

16.10.2007