Будь в курсе
событий театра

«Поминальная молитва» — второе дыхание

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Я не помню второго такого спектакля в Иркутском академическом драматическом театре, где бы так безудержно смеялись и безутешно плакали, как на «Поминалке».
 

Крупицы биографии

Сто спектаклей по городам и весям, чья география простирается, образно говоря, от волны Балтийской до гряды Курильской…
 

А еще СНГ и зарубежные поездки. Израильская пресса приняла спектакль на ура. В городок Эгдальэ-Эмейк приехали пятьдесят бывших жителей Иркутской области, создавших на земле обетованной Байкальский клуб. А в другом городе на этот спектакль «молился» другой наш земляк — успевший в свое время проработать пять лет водителем в Иркутском драмтеатре.
 

Капризная публика Одесского театра оперы и балета «под занавес» гастролей тоже с восторгом рукоплескала нашим актерам.
 

В Иркутске во время спектакля Наталии Королевой, исполнительнице роли Голды, стало плохо, и пришлось вызывать скорую помощь. Антракт затянулся на 40—50 минут, однако ни один зритель не ушел из зала. Это ли не пример верного служения сцене и, разумеется, зрительского признания!
 

В Московском театре Наций Михаил Александрович Ульянов, посмотрев иркутскую «Поминалку», сказал всего три слова: «Берегите этот спектакль!».
 

Приведенные примеры — всего лишь крупицы из россыпи фактов богатой биографии «Поминалки», которая, к нашему зрительскому счастью, возвращается на сцену. Молодежь принимает театральную эстафету от мастеров. Анастасия Пушилина и заслуженный артист России Степан Догадин теперь «пропишутся» вместе со своими коллегами в незабвенной Анатовке.
 

Время вносит коррективы

Надо было видеть, как трогательно проходила за праздничным столом, с пирогами и чаем, церемония передачи «Поминальной молитвы». С каким неподдельным трепетом приняла уже пожелтевшие от времени странички с текстом роли Голды и шаль, в которой актриса выходила на сцену, из рук Наталии Королевой Настя Пушилина. 
 

Во время этой теплой встречи несколько вопросов не давали мне покоя. Не рискуют ли театр и режиссер-постановщик своим имиджем, переадресовав прославленный спектакль молодежи? Примет ли ее Анатовка и уже разбирающийся в том, «что такое хорошо и что такое плохо», иркутский зритель? Да, и сама Анатовка, какой она станет сегодня, не потеряет ли только ей присущий, неповторимый колорит?
 

Обо всем этом  я и поговорил с первым постановщиком «Поминальной молитвы», заслуженным деятелем искусств России Олегом Пермяковым. Вот какая у нас вышла беседа:
 

— Какой вам видится Анатовка с дистанции в восемнадцать лет, после первой постановки спектакля? Нынче поменялось время, жизнь прибавила в жесткости и нестабильности. Не в лучшую сторону катится и характер взаимоотношений между людьми. Такой фон как-то влияет на вашу прежнюю Анатовку?
 

— Разумеется. Сегодня, моя Анатовка более дерзкая, эксцентричная, своенравная. Покорность, присущая прошлому времени, даже не покорность, а, точнее, послушание, нынче дается с трудом, все больше уступая место неповиновению. Как правильно отмечали актеры, бунт дочери, раньше носивший характер бредовой затеи, сегодня должен ошеломлять Голду и Тевье — ее родителей. Они такого не ожидали. Куда подевалась былая покорность, почему исчезло повиновение? От них не осталось и следа. На смену им пришло потрясение. И в то же время я хорошо понимаю, что  многие оценки переиначить нельзя. Нам никуда не уйти от того, что заложено в драматургии пьесы. Однако некоторые вчерашние акценты сегодня воспринимаются с других позиций — время вносит свои коррективы.
 

— Олег Рэмович, не рискуете ли вы, взявшись за новую постановку «Поминалки»? Одно дело — умудренные жизненным опытом и давно овладевшие всеми цветами театральной палитры Королёва и Венгер и совсем другое — молодая поросль. А вдруг не пройдет? 
 

— Здесь нет никакого риска, хотя бы потому, что память избирательна. Кто-то помнит  иркутскую «Поминальную молитву», а другие (и ваши земляки в том числе) смотрели ее с Ульяновым и Леоновым…Однако в любые времена желание увидеть новое всегда превалирует. Да и начали мы с вами этот разговор с того, что Анатовка уже не та.
 

— Однако «Поминалка»-1998 — это бренд нашего театра, его визитная карточка, если хотите…
 

— К созданию которой, позвольте заметить, и я имею «некоторое отношение».  В свое время казалось, ну кто может переиграть такого актера, как Симонов? У него уровень мастерства зашкаливал. Но появился Машков и стал не только российским брендом, но и был признан и в Голливуде.
 

— Мы, по-моему, говорим о разном. Я спрашиваю о том, хватит ли «пороха» у тех, кто сядет в телегу «Поминалки»-2016, чтобы вытащить ее на уровень того театрального мастерства, каким «грешила» ваша предыдущая постановка?
 

— Почему вы решили, что все познается в сравнении? А если это будет совсем другой спектакль? Может, актеры сумеют по-новому прочесть драматургию неповторимой Анатовки. Если бы вы видели, с каким желанием стремятся они доказать, прежде всего самим себе, что и в их биографии может появиться никому не известная доселеСвоя Анатовка, вы бы вопросы о риске и порохе мне не задавали.
 

По просьбам трудящихся
 

— Тогда я спрошу у вас: чем вызвано возвращение «Поминальной молитвы»?
 

— Желанием театра быть созвучным вызовам времени. А еще в таких случаях принято говорить: по многочисленным просьбам трудящихся. Я хочу, чтобы вы поняли: это не возвращение старого проекта, а, скорее, создание нового. Он должен вобрать в себя незнакомые ритмы нынешней жизни, проникнуться ее тревожной тональностью. В противном случае спектакль не станет интересен зрителю. А ему важно почувствовать не столько второе дыхание, сколько — свежее.
 

— Продолжают ли «молиться» на эту пьесу российские театры в наши дни?  Не напоминает ли ее география «шагреневую кожу»?
 

— Сегодня «Поминалка» размашисто шагает по многим театрам страны. Последняя премьера состоялась в Калининграде. А через несколько дней, даст Бог, я смогу сказать: «Последняя премьера состоялась в Иркутске».
 

— Полагаю, мы в марте увидим в чем-то другой спектакль, а в чем-то, наверное, прежний…
 

— В прошлой постановке я чуть-чуть придерживал момент отчаяния. В этой — хочу, чтобы отчаяние прорвалось наружу, когда человек уже не кричит, не бунтует, а полушепотом, в молитве ищет ответ, пытаясь осмыслить, почему жизнь так обошлась с ним, с другими... Как это могло случиться.
 

— И этот человек находит ответ?
 

— Ну что вы!? Ответа пока никто не знает…
 

— Когда состоится премьера? Когда зритель начнет молиться, чтобы она оправдала его ожидания?
 

— Премьера — третьего марта.  А молиться, кто хочет, можно начинать уже сейчас.
 

…У нас в последнее время даже умные книги переиздают не так часто. А уж брендовые спектакли — большая редкость. Нам повезло. Наш драмтеатр — решился. На церемонии второго «переиздания» спектакля мы побывали. Давайте помолимся, глядишь, доживем и до третьего…

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Игорь Альтер
24.02.2016