«Поминальная молитва» 18 лет спустя
Разработка сайта:ALS-studio
Легендарный спектакль возвращается на иркутскую сцену.
3 марта на главной сцене Иркутского драматического театра состоится премьера «Поминальной молитвы» по пьесе Григория Горина. Когда-то являвшийся визитной карточкой театра, но потом ушедший из репертуара спектакль 18 лет спустя заново поставил заслуженный деятель искусств России, барнаульский режиссер Олег Пермяков. Мизансценический рисунок и основные элементы оформления сцены сохранились, но изменилось время и героев играет более молодое поколение артистов, поэтому «Поминальная молитва», без сомнения, является новой постановкой.
Почти 20 лет назад роль Тевье-молочника (отца большого еврейского семейства, на долю которого выпадает слишком много невзгод) была бенефисной в карьере легендарного актера иркутской драмы Виталия Венгера. Сегодня ее играет заслуженный артист России Степан Догадин, накануне премьеры отметивший 25-летний юбилей в театре Охлопкова. «Когда передо мной встал вопрос, играть эту роль или нет, ответ был очевиден. Я люблю эту пьесу, и 18 лет назад уже играл в этом спектакле, но другую роль, — рассказывает актер. — Эта история действительно не только о евреях, она в целом о человеке, о его силе и стойкости, о желании жить и об отношениях с богом. Сейчас время тяжелое, и мне бы хотелось, чтобы зритель выходил из зала зараженный оптимизмом героев».
Сюжет «Поминальной молитвы» был написан Григорием Гориным по мотивам произведений Шолом-Алейхема и отчасти является переосмысленной библейской историей Иова. Здесь тоже главный герой все время спрашивает у Бога, за что на его долю выпадает столько лишений и испытаний. Несмотря на то, что в центре спектакля — судьба еврейского семейства, содержательная сторона намного шире и глубже. «Какая разница, иудей или православный, если человек беден и из последних сил тащит свой воз», — говорит Тевье и в прямом смысле впрягается в телегу, которую уже не может тащить его старая больная лошадь. Образ телеги (как некоего креста, который вынужден тянуть каждый) — ключевой в спектакле. Герой Степана Догадина много раз прокатит эту скрипучую древнюю телегу вокруг дерева — еще одного ключевого образа декорации спектакля. Огромный тополь, благодаря световому оформлению блистающий то золотыми, то серебряными красками, символизирует привязанность к своей земле.
«Спектакль получился другим, хотя вроде бы и тема та же, и сценография очень похожа, — говорит Степан Догадин. — Он точно стал моложе. Когда молочника Тевье играл Виталий Венгер, ему было 68 лет, и он тягал эту телегу с такой легкостью, что все удивлялись. Я намного моложе и к тому же не еврей, поэтому мне, с одной стороны, проще, а с другой — сложнее. В образе, который делал Венгер, был протест, борьба, а я строю роль на другом. Наш спектакль прежде всего о смирении, о человеке, несущем свой крест».
Среди других актеров, участвовавших в первой версии «Поминальной молитвы», были Наталия Королева, Яков Воронов, Владимир Орехов, Николай Дубаков, Татьяна Двинская, Игорь Чирва, Валерий Жуков и другие. В новой постановке их большей частью заменили другие артисты. А некоторые остались в спектакле, но сменили роли. Так, Яков Воронов, раньше игравший предприимчивого Менахема-Мендла, сегодня создает на сцене образ мясника Лейзера-Вольфа. А в образе Мендла, наполняя его уморительными чертами, блистает молодой Иван Гущин. Жену Тевье Голду (раньше — Наталия Королева) играет Анастасия Пушилина.
«Мне легко работать в театре имени Охлопкова, потому что мы с его труппой уже 18 лет знаем друг друга. Я работаю с этими артистами из спектакля в спектакль и очарован тем, что они делают на сцене. Мне кажется, с такими актерами можно решать на сцене любые задачи, так что я думаю, результат будет хорошим», — говорит режиссер Олег Пермяков.