Будь в курсе
событий театра

Поле окнами в дом

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Самой молодой актрисе этого коллектива 58 лет, самой старшей — 80. Под патронатом Иркутского областного драматического театра имени Н.П. Охлопкова создан театр пожилого человека. Первая их постановка — авторский спектакль «За околицей» по мотивам одноактной пьесы Александра Вампилова «Дом окнами в поле» был показан на академической сцене на прошлой неделе. Режиссером выступила актриса драмтеатра Ольга Шмидгаль.

Идея о создании театрального коллектива пожилых людей под патронатом Иркутского областного драматического театра имени Н.П. Охлопкова зрела давно, рассказывает актриса и режиссер Ольга Шмидгаль. Такая возможность представилась. Директор драматического театра Анатолий Стрельцов делегировал Ольгу Шмидгаль к ветеранам Иркутского авиазавода, с которыми их связывает давняя дружба, чтобы поднимать там театральную целину. Оказалось, что клуб ветеранов-тружеников завода уже существует, правда, состоит он только из женщин, поющих народные песни. Но желание делать что-то большее, чем просто петь, обнаружилось самое живое.

«Белая ворона» — такое название придумали сами участницы новообразованного театрального коллектива — шла к премьере первого спектакля около полугода. «Работа началась в ноябре прошлого года, — говорит режиссер Ольга Шмидгаль. — Мы много занимались тренингами, ведь у них не было никакого театрального опыта. Многие отсеялись, и сейчас в труппе осталось 11 человек. Правда, пока только одни женщины. Многие из них когда-то мечтали быть актрисами, и для них с этой постановкой мечта осуществилась».

«Во время репетиций мы поняли, как сложна и трудоемка жизнь артиста, но мы взяли себя в руки и решили, что уж коли начали, то надо доводить дело до конца, — рассказывает руководитель клуба ветеранов Иркутского авиазавода Валентина Попова. — Это, наверное, в характере вообще нашего поколения, так постепенно мы создали наш спектакль».

Необычное режиссерское решение вампиловской пьесы «Дом окнами в поле», взятой за основу для спектакля, было придумано Ольгой Шмидгаль. Многие помнят, что главные герои этого небольшого одноактного произведения Александра Вампилова молодые люди — деревенская жительница Лида и заезжий из города школьный учитель Владимир, которые никак не могут объясниться друг другу в любви. Зашедший попрощаться перед отъездом мужчина оказывается заложником обстоятельств, которые не позволяют ему выйти от Лиды, чтобы не вызвать деревенских пересудов: за окном идут гуляния, поет хор. Именно хор и решила сделать главным героем режиссер спектакля «За околицей» Ольга Шмидгаль. Таким образом, получилось, что зритель видит эту историю с обратной стороны, не так, как ее принято показывать в театре, а как бы наоборот. На сцене — палисадник, стена дома, окно, лавочка, на которой собрались старушки, которые приехали из города в родную деревню. Они не встречались сорок лет, рассказывают, что у кого произошло за это время, вспоминают юность и поют песни. Чувства Лиды и Владимира, которые те так тщательно пытаются утаить, им, конечно, хорошо известны, старушки давно обо всем знают, обсуждают их — так что основное содержание пьесы Вампилова в спектакле сохранено, только история рассказана словами хора. Молодые люди в спектакле тоже появляются — их играют участники молодежного театрального движения «Алые паруса», но их роли минимальны.

«У Вампилова просто сказано: за окном поет хор, а у нас он не просто поет, он разговаривает, все женщины говорят о своих проблемах, о своих жизнях, — поясняет Ольга Шмидгаль. — Тема нашего спектакля: встречи и расставания, это общечеловеческая тема, ведь вся жизнь состоит из встреч и расставаний». По словам режиссера, ради спектакля пришлось не только значительно переписать текст Вампилова, но и дополнить его новыми сюжетными линиями. «Все монологи, которые здесь звучат из уст актрис, это все из жизни наших женщин, — рассказывает Ольга Шмидгаль. — Они по моей просьбе приносили мне материалы, и мы их вместе обрабатывали и вставляли в спектакль».

Любопытно, что таким неожиданным ходом режиссер создала отсылку к древнегреческой трагедии, в которой хор почти всегда играл заметную роль в содержании пьесы и вершил судьбы героев. Так и здесь — главным героем постановки оказался хор. Он способствует встрече героев, и получается, что из-за этих людей, которые сидят на полянке и не дают выйти молодому человеку, который должен уезжать, он остается в этой деревне навсегда. «Такой вот у нас оптимистический финал получился», — улыбается Ольга Шмидгаль.

Конечно, игра непрофессиональных актрис, которые только начали постигать театральное искусство в столь серьезном возрасте, несовершенна. Но именно на это и направлен проект драматического театра имени Н.П. Охлопкова «Отрытая сцена» — давать шанс любителям заявить о себе с академической сцены. Правда, пока не ясно, останется ли спектакль «За околицей» в основном репертуаре театра.

Автор: 
Антон Кокин
25.05.2009