Будь в курсе
событий театра

Подвенечные приключения господина Подколесина

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

На сцене театра «Женитьба» Николая Гоголя.
 

Сегодня вечером на сцене Иркутского академического театра – спектакль «Женитьба» Н.В. Гоголя в постановке Рустема Фесака.
 

«Женитьба» – пожалуй, самое непонятое и неоднозначное из произведений Гоголя-драматурга. Великий русский классик трудился над пьесой без малого девять лет. Но современники писателя не оценили его творение, посчитав обычным фарсом, комедией положений. «Ревизор» и вовсе затмил «Женитьбу», оставив ей поверхностные оценки критиков и коллег Николая Васильевича по писательскому цеху.
 

Лишь спустя годы читатели и исследователи литературы смогли по достоинству оценить замысел автора. С тех пор этот спектакль многократно ставился столичными и провинциальными театрами по всей стране. В Иркутском академическом драматическом театре им Н.П. Охлопкова в 2011 году пьесу Николая Гоголя поставил московский режиссёр Рустем Фесак.
 

Надворный советник Иван Кузьмич Подколесин – вялый и нерешительный человек со слабой волей и большими амбициями. Всё дело в том, что Иван Кузьмич давно уже помышляет о браке, но решиться на смелый шаг не может. И это только со стороны он лежит тюфяком в кровати – на самом деле господин надворный советник ведёт ожесточённую внутреннюю борьбу.
 

Так бы всё и продолжалось, но в один прекрасный день в сонное царство Подколесина врывается неугомонный и пугающе активный Илья Фомич Кочкарёв. Проведав о намерениях товарища, Кочкарёв решает, во что бы то ни стало устроить женитьбу. С лёгкой руки друга новоявленный жених вливается в когорту соискателей сердца юной, прелестной, но немного тугоумной Агафьи Тихоновны.
 

Сюжет Гоголя, написанный почти два века назад, злободневен и сегодня. Персонажи пьесы: мелочные и тщеславные женихи, бойкая сваха, расчётливая тётка невесты, да и сама невеста, встречаются сегодня на каждом шагу. Но быт и нравы в обществе несколько изменились – это прекрасно понимает режиссёр, разбавляя авторский юмор комизмом сегодняшнего дня. Уловить это можно в мелочах – сватовстве «в порядке очереди», томно курящей в окошко невесте, фляжке с горячительным напитком, которую носит при себе один из героев, и многом другом. Рустем Фесак тонко чувствует характеры и дух эпохи, умело смахивая пыль времени с постановки и придавая ей блеск современности.
 

Все стороны конфликта пьесы здесь представлены немного в ином свете. Складывается впечатление, что режиссёр сознательно наращивает трагизм в пьесе, личный для каждого героя и свойственный ситуации вообще. Этой же цели служат и монологи одного из горе-женихов Жевакина и невесты Агафьи Тихоновны. Как и у Гоголя, герои спектакля ограничены собственной пустотой, глупостью. По замыслу же режиссёра все они хотят любить и просто быть любимыми, одиночество тяготит каждого из персонажей. Но их эгоизм, личные интересы, тщеславие и бесконечный внутренний поиск не дают стать счастливыми. Финальный штрих в обрисовке этих образов – «упаковка» их в наряды мещан, купцов и дворян средней руки девятнадцатого века.
 

Спектакль идёт в полумраке при почти полном отсутствии музыки, как бы заточая героев в их серый и тихий мирок, который они сами себе создали. Основная и бессменная декорация – большой витраж, добавляющий мрачной красоты всему действу. Основным выразительным средством здесь служит актёрская игра. Это именно тот случай, когда успех спектакля зависит от исполнения. Те самые современники Гоголя, не оценившие произведения, заходились хохотом на первом чтении пьесы автором – так артистично он её исполнял.
 

Белинский говорил, что «… для хорошего выполнения ролей, созданных Гоголем, актёрам всего нужнее — наивность, отсутствие всякого желания и усилия смешить. Если человек имеет смешную или слабую сторону, он тем и возбуждает смех, что не предполагает в себе ничего смешного или странного. В обществе никто не станет стараться смешить других на свой счет, а сцена должна быть зеркалом общества...».


И именно потому, что команда иркутского театра смогла это уловить, почти у всех артистов получилось оживить своих персонажей, а значит и всю пьесу. Особенно хотелось отметить главных героев – «жениха» Подколесина в исполнении заслуженного артиста России Игоря Чирвы и его приятеля Кочкарёва, которого мастерски изобразил заслуженный артист России Степан Догадин. Когда же этой парочки нет на сцене, норму харизмы выполняют заслуженный артист России Владимир Орехов в роли бравого моряка Жевакина и актриса Анна Дружинина, играющая невесту Агафью Тихоновну.
 

В целом же, к интерпретации «Женитьбы» на иркутской сцене трудно подобрать более подходящий эпитет, чем «человеческая». Прав ведь Белинский – здесь недостаточно просто играть, здесь нужно быть человеком.

Автор: 
Андрей Мукин
09.07.2015