Почти детективная история
Разработка сайта:ALS-studio
Драмтеатр открыл сезон комедией Островского
164-й театральный сезон открыл иркутский драмтеатр имени Н.П. Охлопкова. В первый же день, 3 октября, зрители посмотрели новый спектакль — «Волки и овцы» по пьесе Островского, в постановке художественного руководителя театра Геннадия Шапошникова.
Обозначенный на афише как криминальная комедия, этот спектакль о борьбе за власть, основанной на жульничестве, во многом напоминает современную Россию. Недаром говорят: классика актуальна во все времена. Интересно, что Островского впервые поставили в Иркутском драмтеатре еще в 1857 году, но и сегодня его пьесы очень современны.
Наполовину поваленный резной забор, за которым цветет сирень, — в декорациях заслуженного деятеля искусств России Александра Плинта угадывается намек и на наш город, с его почти утраченной деревянной архитектурой, и в целом на Россию, когда-то бывшую купеческой, барской, аристократичной.
На авансцене — меблированные комнаты как раз таких усадеб: богатых, зажиточных, основательных. С одной стороны — дом Меропии Давыдовны Мурзавецкой, чью властную натуру замечательно передает на сцене народная артистка России Наталия Королева. С другой — имение простодушной Евлампии Купавиной, кроткой и глуповатой вдовы в исполнении Виктории Инадворской.
Между этими домами на сцене нет границ — и недаром, поскольку коварная Мурзавецкая мечтает захватить усадьбу Купавиной, женив на ней племянника. Но обе героини еще не подозревают о том, что настоящим хозяином этих мест станет ловкий делец Беркутов (эту роль исполняет заслуженный артист России Степан Догадин), всего лишь на несколько дней приехавший в провинциальный городок из Москвы.
Все герои этого действа в костюмах Оксаны Готовской напоминают дружеские шаржи — забавные и обаятельные, что только усиливает комедийный эффект этой почти детективной истории.
Вот приказчик Вукол Чугунов (заслуженный артист России Александр Булдаков) в пиджаке на два размера больше нужного, вертлявый и горбатый, похожий на крысу. Или невероятно толстый барин Михаил Лыняев (заслуженный артист России Игорь Чирва), убежденный холостяк, ожиревший от лежания на диване, похожий на слона. Прекрасно сыгранная Евгенией Гайдуковой дамочка, которая преображается из бедной родственницы, собирающейся с монастырь, в напористую охотницу за богатым женихом.
«Разве кругом нас люди живут? Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать», — произносит Лыняев хрестоматийную фразу, являющуюся контрапунктом всей пьесы.
И становится ясно, что каждый волк рано или поздно может превратиться в овцу, которую съедят те, у кого зубы крепче да ум поострее. После этого комедия перестает быть просто комедией.
В финале зрителю и вовсе становится не до смеха. Вывод напрашивается сам собой: сколь бы ни были хитры и коварны провинциалы, всегда найдутся столичные ухари, которые и выгодную невесту из под носа уведут, и именьице с лесными угодьями оттяпают... Как говорится, на каждого волка найдется еще более зубастый хищник.