Плут плутом погоняет…
Разработка сайта:ALS-studio
На Другой сцене драмтеатра – новая премьера
Не задавайте лишних вопросов – к примеру, стареет или не стареет классика, актуален ли Гоголь с его пьесой «Игроки». Спросите лучше – меняется или не меняется сам человек?
Мы – не о моде и не о привычках. Могут меняться длина юбок и покрой пиджаков, модель мобильников или автомобильные предпочтения, но меняется ли при этом глубинная суть человека? Становится он более жестоким или добрым, мягче он становится или жестче, гуманнее - или наоборот? Алчность, азарт, жадность, авантюризм – с этим как?
А все так же, - приходим мы к выводу, сидя… нет, не в ночном клубе, а в «Гоголь/кафе». А именно - на премьере новой версии пьесы «Игроки». Здесь, на Другой сцене драмтеатра, предназначенной для экспериментов, и вершится этот эксперимент (Другая – это имя собственное, название сцены). Под художественным руководством Геннадия Шапошникова (он курирует весь проект) постановку спектакля осуществляет молодой артист театра, в данном случае еще и режиссер Дмитрий Акимов.
Сюжет пьесы, думаю, иркутянам знаком. Во-первых, многие опять же читали и помнят классику. А во-вторых, сравнительно недавно, лет десять назад, на сцене Охлопковского театра шел спектакль по пьесе Гоголя «Игроки» в постановке Геннадия Офенгейма.
Но сколько постановщиков, думается, столько и видений драматургического материала. Дмитрий Акимов максимально приблизил к нашей действительности все то, что происходит в игровом клубе. И хотя ни я, ни, думаю, большинство читателей не бывали в настоящих казино, атмосфера подобных заведений нам знакома хотя бы по кинофильмам и кажется абсолютно соответствующей.
В «Гоголь-кафе» тихо и зазывающее играет живая музыка, время от времени появляются постояльцы гостиницы, которая соседствует с игровым залом, мелькают официантки… Сюда и заявился игрок по фамилии Ихарев – уверенный в себе авантюрист, плут, каких свет не видывал (артист Степан Догадин). Начал прощупывать обстановку: кто здесь остановился, кто мог бы стать его потенциальной.
Но на всякое плутовство, как показывает жизнь, найдется контр-плутовство, да еще такого масштаба, что никому не станет скучно. Не скучно и зрителю наблюдать за перипетиями происходящего. Тем более что актеры, исполняющие роли картежников, которые спелись между собой, - эти актеры играют на сцене так же азартно, как играют настоящие картежники. Они все там – в процессе, все замечают, стараются предугадать, обмануть, отвлечь, подсунуть… В порыве страсти они стучат по столу, подают знаки, интригуют, веером разбрасывают колоды карт.
Да, вечен порок, существующий столько же, сколько существует сам человек. Время от времени перед глазами появляется некая незнакомка – как воплощение порока, с порочным лицом и в роскошной шубе на голое тело. Она как бы дожимает ситуацию, даже морализирует: ты хотел всех надуть? Так что ж ты недоволен, если надули – тебя?
Артисты Василий Конев, Дмитрий Акимов, Алексей Орлов (I), облаченные в элегантнейшие белые пиджаки, купаются в элегантной обстановке тотального клубного обмана. Но – только ли клубного? А не распространяется ли обман и на другие стороны жизни?
Об этом каждый зритель задумывается в меру своей посвященности в иные сферы. И мы не будем ни подсказывать, ни навязывать кому-то какие бы то ни было выводы – каждый сделает их сам для себя.
Спектакль получился живой и захватывающе интересный. Живую музыку исполняет группа BURN; написана она, эта музыка, тоже своими силами – ее авторы Александр Армаш и Олег Запорожец уже знакомы иркутянам как композиторы, написавшие музыкальную основу к «Жанне Орлеанской». Эффектная сценография позволяет зрителю полностью погрузиться в действо – ведь зрители сидят буквально «за соседними столиками». Ослепительно белые скатерти, ослепительно белые пиджаки… Так и хочется сказать: не верьте глазам своим, совесть и намерения у игроков не столь чисты!
А вот спектакль посмотреть, безусловно, стоит.