Он пишет о простых и искренних людях
Разработка сайта:ALS-studio
Версия для печати
Пьесы Алексея Арбузова – одни из самых репертуарных. Пожалуй, нет сегодня такого театра, который бы не обращался к произведениям этого советского драматурга. Иркутский академический театр - не исключение. В разные годы на охлопковской сцене шли «Иркутская история», «Таня» и другие. Сегодня зрители могут увидеть такие спектакли драмтеатра, как «Старомодная комедия» и «Мой бедный Марат».
Алексей Арбузов родился 26 мая 1908 года в Москве. В 1914 году семья вместе с маленьким Алешей переезжает в Петроград, где спустя два года будущий литератор поступает на учебу в гимназию. Годы Революции стали переломными в жизни Арбузова. Отец оставил семью, когда мальчику было 8 лет. Мать, не выдержав этого, тяжело болела и скончалась. Алексей, оставшись без родительской поддержки, вынужден был скитаться и бродяжничать, пока не попал в колонию для трудных детей.
На это же время пришлось и первое знакомство Алексея Арбузова с театром. В БДТ он увидел спектакль «Разбойники» Ф. Шиллера, который показывали для отправлявшихся на фронт красноармейцев. Тогда же он увидел Александра Блока, который выступал перед началом показа с приветственным словом. Все это произвело настолько сильное впечатление на подростка, что впоследствии он пересмотрел все спектакли, которые были на тот момент в репертуаре театра.
Будучи 14-летним подростком Арбузов устроился на работу статистом в Мариинский театр. Спустя два года поступил в драматическую студию под руководством актера и режиссера Павла Гайдебурова, по окончании которой был принят в труппу Передвижного театра. Весной 1928 года Арбузов вместе с группой молодых актеров решает создать «Цех экспериментальной драмы», колесит вместе с артистами по малым России. Но было одно «но»: у цеха не было своего драматурга. Именно этот факт подтолкнул Арбузова попробовать себя на писательском поприще. Так родилась первая пьеса «Класс», которая, к сожалению, не имела успеха у зрителей.
Успех к Арбузову–драматургу пришел с другой пьесой – комедией «Шестеро любимых», созданной в 1943 году. Изначально она предназначалась для сельской самодеятельности, но неожиданно стала популярной и была поставлена во многих театрах страны. В другой комедии «Дальняя дорога» у Арбузова появляется мотив странствий, «дальней дороги», которая манит и является исцеляющим средством для тех или иных героев, и возникает тема одиночества, которая станет сквозной в творчестве литератора.
После Алексей Арбузов переехал в Москву, поступил в Театр имени Мейерхольда. Но вскоре перешел в Театр Пролеткульта, где стал заведующим литературным отделом. Для этого периода творческой жизни Арбузова характерен постоянный поиск продуктивных форм взаимодействия литературы и театра. Отсюда и пошло желание создать что-то «свое». Так, в 1939 году вместе с Валентином Плучеком Арбузов организовал Московскую театральную студию, которая стала известна как «Арбузовская студия». Основная цель студии – создание современного спектакля коллективными усилиями творческой молодежи. То, что артисты создавали во время репетиций, Арбузов превращал в драматургический материал. Так, например, появилась пьеса «Тайга на заре».
К сожалению, это начинание Арбузова не имело долгую жизнь: с началом Великой Отечественной войны студия была переименована во фронтовой театр, а после и вовсе прекратила свое существование.
Наибольшую известность Арбузову принесла пьеса «Таня», написанная в 1939 году и поставленная в этом же году в Театре Революции. Замысел ее возник, по словам Арбузова, из желания предостеречь от бед близких ему людей. Данная пьеса утверждала права и значимость «личной» темы, заметно потесненной в литературе тех лет проблемами «социальными», «производственными».
В военные годы Алексей Арбузов обращается к жанру мелодрамы. Появляются «Домик на окраине», «Потерянный сын», «Ожидание», «Жестокие игры». В этих произведениях драматург старался не обвинять своих героев в совершении тех или иных порой нечестных поступков, а объяснять, почему и зачем они так сделали. Он считал, что «самые интересные схватки, которые могут быть в пьесе, – это схватки героя с самим собой».
После из-под пера Арбузова выходят пьесы «Иркутская история», которая показывает борьбу за подлинность чувств, красоту и правду человеческих отношений. Сочетание яркой театральности, публицистичности и психологизма в «Иркутской истории» позволило автору избежать «камерности» и выйти к форме «открытой» драмы. Как некое продолжение темы «Иркутской истории», Арбузов пишет «Моего бедного Марата». Автор рисует судьбы трех героев, прошедших через войну, через блокаду Ленинграда. Кажется, что эти судьбы складываются благополучно, но это лишь внешняя сторона. На самом же деле душевные неурядицы, непонимание того, почему все мечты разбились о суровую реальность, тревоги преследуют Марата, Лику и Леонидика даже спустя много лет после войны. Целый ряд пьес Арбузова 1970-х связан с темой восприятия человеком приближающейся или уже настигшей его старости: «Сказки старого Арбата», «В этом милом, старом доме», «Старомодная комедия».
Как уже отмечалось ранее, пьесы Арбузова являются одними из самых репертуарных. Они неоднократно ставились во многих театрах не только нашей страны, но и за рубежом: в Англии, США, Канаде, Франции, Германии, Бельгии, Японии, Индии. Только «Иркутская история» в период с 1960 по 1961 год была сыграна более 9000 раз! Возникает вопрос: чем же так привлекательны произведения этого драматурга? А ответ прост: в них раскрываются судьбы людей, простых, открытых, искренних, которых мы может встретить на улице, в своем дворе, среди своих соседей. Людей, которые, как и мы, испытывают искренние чувства, стремятся жить по совести, порой совершают ошибки (куда же без них) и умеют эти ошибки признавать, стараясь измениться к лучшему. Людей, в которых мы может увидеть отражение себя.