Будь в курсе
событий театра

Петербургский писатель Валерий Попов стал гостем Литературных вечеров в Иркутске

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Литературные вечера завершились в Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова. Открыть вечер первый в этом году выпало петербургскому писателю Валерию Попову. Два с лишним часа он общался с иркутянами – рассказывал в основном о себе, но не только. Говорил о литературе, любимой Северной столице, шутил и озорничал. Публика встретила Валерия Попова тепло и буквально засыпала записками. А ведущим стал известный писатель, литературовед Евгений Водолазкин.
 

Открыл Литературные вечера министр культуры и архивов Виталий Барышников. Он отметил, что в этом году впервые в зале нет Валентина Распутина. Но приехавшие гости и полный зрительский зал – это лучшая память великому классику.
 

Валерий Попов родился в 1939 году в Казани, затем попал в Петербург, по первому образованию он – инженер-электрик, по второму - сценарист. Писать начал он рано, все его произведения разные, но в них присутствует общий знаменатель – радостное отношение к бытию. Поэтому Валерия Попова даже назвали новым Зощенко. Жизнь этого писателя легкой назвать нельзя, тем не мене, он благодарен за все, что у него было, за ясное небо и солнце, за грозовые тучи и дождь. Его проза реалистична, очень жизненна, в ней он пытается прочувствовать бытие, насладиться им, какое бы оно ни было.
 

«Нужно жить так, чтобы об этом было интересно писать, жизнь как литература – это наилучшая форма существования, – начал свое общение с залом Валерий Попов. Поэтому жить нужно очень жадно, впитывать жизнь до конца».
 

«Литература должна быть смешной. Правильно сказал Фазиль Искандер – «не все истинное смешно, но все смешное истинно». Смешная литература подлинная, а серьезная часто бывает мнимой», – сразу заметил автор. Любимые авторы у Попова, кстати, – это Николай Гоголь, Даниил Хармс и Михаил Зощенко - яркая, сказочная и гротесковая проза.
 

С улыбкой он поведал о своем детстве, отрочестве, юности. О том, как важно поймать точку собственного наслаждения, потому что в противном случае можешь оказаться искусственным человеком. Среди множества баек, которыми поделился с залом Валерий Попов, запомнилась история об отце писателя и чемодане с горохом.
 

«Отец рассказывал историю о том, как он ехал в Саратов из деревни, чтобы поступать (...) Вез с собой чемодан гороха, которым собирался питаться всю зиму. Когда поезд прибыл в Саратов, и началась суета, отец увидел, что чемодан «уплыл», и «плывет» по платформе: мужичок тащит его тяжелый чемодан (...), ведь тяжелее гороха только золото или книги. Отец догнал этого человека, первым порывом было дать ему по шее и отнять свое имущество. Вдруг отца осенило: зачем это делать, ведь чемодан несут в нужном направлении? Отец шел за мужчиной с его чемоданом почти до общежития (…) В конце отец сказал: «Ну, спасибо», мужик спросил: «Твой что ли?», бросил чемодан и ушел», – поведал петербургский писатель. Отношение к жизни у писателя именно такое, как в этой байке - нужно ловить шансы и пользоваться ими, советует он зрителю.
 

Валерий Попов влюблен в Петербург, нет лучшего места для писателя, чем Северная Пальмира, считает он. Вот и первый рассказ Попова был посвящен соседнему дому на Шпалерной, балкон которого подпирали атланты – один, как положено, босой, а другой в ботинках со шнурками. Стремление показать что-то интересное и смешное и стало писательским толчком. Еще один ранний рассказ – «Божья помощь» - о часах, которые всегда показывали на пять минут меньше, чем ожидал второклассник Валера Попов. «Главное – было поймать меру, когда Бог тебе поможет. Если попросишь больше, он от тебя отвернется. Не надо просить часто и много. Когда тебе будет плохо, он поможет, но в той мере, в которой посчитает нужным», - делится секретом с залом писатель.
 

Вспомнил Валерий Попов о своей встрече с работником комитета государственной безопасности в 60-х, о времени, когда исчезли продукты в 90-х, встрече «с животом женщины», идущей рожать с книгой Валерия Попова в руках.
 

«Как я отреагировал на эпоху, когда все исчезло, а победа обернулась поражением? Я случайно выпил с друзьями, заснул, и у меня онемела рука. Жена меня отругала, я ушел из дома, хлопнул дверью и подумал: ну, как сейчас загуляю, ведь денег немного еще осталось (...). Я побежал к трамвайной линии и увидел там какую-то очередь. Давали растворимый кофе в банках. Я купил шесть банок, загулять с ними было уже трудно. Потом курей купил еще, нагрузился, и загулять было уже невозможно. Когда шел домой обратно, увидел, что мужик продает червячков, вспомнил, что дочери надо чем-то рыбок аквариумных кормить, взял еще их, но куда их положить? Было некуда, поэтому положил их в рот. Так и пришел домой. Выплюнул червячков в аквариум, бросил все, и сказал жене: «Если ты будешь думать, что можешь на мне ездить, то фиг тебе!»(...) А жена говорит: «А рука-то у тебя работает!». На фигу рука поднялась, с ее помощью я преодолел все трудности и вылечился от паралича руки». Гротеск преодолевает государственные проблемы легче, чем борьба на баррикадах, а я так преодолеваю эпохи, резюмирует автор.
 

«Как-то раз после успешного выступления мне позвонили. Звонков было много, но этот особо выделился. Я взял трубку, а мне на другом конце провода говорят: «Вам звонят из комитета государственной безопасности». Я говорю: «Замечательно, слушаю Вас». На том конце удивились моей неадекватности - чему радуется человек. непонятно. Мне говорят: «Может быть встретимся?». Я говорю: «Да, конечно, замечательно, всенепременно, я очень хочу». Меня спрашивают: «Может быть завтра?». Я говорю: «Нет, давайте сегодня, только сегодня». На том конце провода ошалели от такого моего энтузиазма, но встретиться согласились сегодня. Я спросил: «Как я Вас узнаю?». Мне говорят: «Ну не знаю...». Тогда я предложил: «Держите в руках цветы». Мне сказали: «Нет, я буду держать в руках газету». Но я узнал его без газеты, слишком он мрачным был и небритым - видно, всю ночь готовился. Мы пришли в гостиницу. Он стал мне говорить, что сейчас времена трудные, в Чехословакии разворачиваются события. Мне, как русскому интеллигенту, нужно помогать действующей власти. Я говорю: «Конечно, конечно. запишите мой телефон». Дальше были дежурные фразы, и тут громыхнуло: «Что вы делаете?». Оказывается, мой собеседник заметил, что я разрисовывал цифры телефона рожицами, птичками, собачками. Мне сказали: «Все понятно, как вы будете помогать». Вот так мы боролись с социализмом – не грудью вставали, а переделывали их цифры в собачек и птичек», – поделился писатель.
 

Зал спрашивал писателя о личном, о детском чтении, современном писателе, пошлости по телевидению, впечатлении от сибирячек и от Иркутска. Столица Приангарья, к слову, ему понравилась. «Люди живут здесь честные, радушные и добрые», – заключил он.
 

Напомним, традиция ежегодно проводить Литературные вечера в Иркутском академическом драматическом театре появилась с 2007 года. Она принадлежит издателю Геннадию Сапронову.
 

Ведущим литературных вечеров «Этим летом в Иркутске-2015» кроме Евгения Водолазкина стал советник президента РФ по культуре и искусству Владимир Толстой, а гостями – лауреат премии «Антибукер» Алексей Варламов, литературовед и прозаик Валентин Курбатов.
 

Фото: Анатолий Бызов

22.06.2015