Пьесу Виктора Розова «В день свадьбы» поставили в иркутском драмтеатре
Разработка сайта:ALS-studio
Свадьбы не будет?
Спектакль о ликах любви поставил в Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова режиссер Геннадий Гущин. История по пьесе Виктора Розова «В день свадьбы» рассказывает о разных проявлениях самого важного человеческого чувства и предлагает поразмышлять – можно ли прожить без него?
– Я хотел поработать над этой пьесой как режиссер, когда еще учился на актера, настолько эта история о любви и отношениях глубоко взволновала меня, – рассказал Геннадий Гущин. – Сегодня, опираясь на жизненный опыт и новые смысловые пласты времени, мы задаем в спектакле главный вопрос, что же такое настоящая любовь? Продолжение жизни? Физиология? Космическое явление? Таким образом, мы с артистами пытаемся заглянуть вглубь себя, в свои ощущения, найти необходимые ответы о смысле жизни и подтолкнуть к этому зрителей.
Действие спектакля происходит в доме ночного сторожа Ильи Салова (заслуженный артист России Николай Дубаков), который стоит на высоком берегу Волги. Пространство двора из обветренных временем бревен и досок, где разворачивается эта история, создал главный художник театра Александр Плинт. Зритель застает предпраздничную суету – здесь все готовятся к свадьбе. Соседки Матвеевна (Марина Елина) и Сергеевна (Виктория Инадворская) занимаются уборкой и готовкой. Невеста Нюра (Анастасия Шинкаренко) только что вернулась после похода по магазинам, ее жених Миша (Антон Залетин) уже освоился в доме тестя. Но внезапно идиллию нарушает известие о том, что в деревню вернулась Клава (Дарья Горбунова) – первая любовь Михаила. Ничего не подозревающая Нюра приглашает подругу в гости, и этот поступок становится началом конца. Или помогает избежать роковой ошибки? Герои на протяжении всего спектакля разбираются в этой непростой ситуации. Михаил разрывается между первой любовью и чувством долга:
«Годы идут. Все говорят – женись. Я думал, что вот оно, так и есть. Это счастье называется покоем. А то в тебе вроде болезнь была», – исповедуется главный герой своему другу Василию, балагуру и бабнику.
Кстати, именно этот персонаж, роль которого очень ярко исполнил артист Алексей Орлов (I), как бы проявляет главного героя, выполняет роль его совести, не позволяет совершить главную в жизни ошибку. Хотя для него самого любовь – это вспышка, страсть, и когда она проходит, он без сожаления оставляет очередную пассию. Но чем дальше раскрываются на сцене герои спектакля, тем легкомыслие Василия кажется честнее, чем жизнь многих других персонажей. Например, Рита (Милена Антипина), подруга Нюры, живет без любви с Николаем (Алексей Лобанов), ее братом. Героиня появляется на сцене с книгой, которая для нее, по ее собственному признанию, – морфий или наркоз, позволяющий не замечать постылой жизни. Когда чувства Михаила к Клаве раскрываются, она тоже предостерегает одноклассницу от жизни во лжи. Другие же герои, напротив, подталкивают молодых соблюсти условности – создать ячейку общества, а потом жить, как вздумается. «Не мог несколько дней подождать», – говорит Николай, отчитывая Михаила за его поцелуй с Клавой.
– Советские пьесы за эти годы, пока был поток постперестроечного, постмодернистского, отлежались, и оказалось, что произведения Розова, Вампилова, Арбузова, Володина, как хорошее вино, с годами не стареют, – считает Геннадий Гущин. – Действие пьесы происходит в 1960-е годы, с тех пор многое изменилось и в обществе, и в нашем взгляде на какие-то ценности. Люди, про которых мы рассказываем в спектакле, – это поколения мое и моих родителей. В них чувствовалась какая-то такая степень правды и нравственной силы, которая по масштабу своему была просто космической. Да и нравы были другие. Например, для нас держать за руку любимую девушку уже было событием, приносило невероятное счастье, а сейчас молодежь стала более раскрепощенной. Плохо это или хорошо – не нам судить. Но спектакль не только об уходящей эпохе, но также и о современном мире, ведь всех объединяет любовь.
Наверное, этот вневременной контекст – причина того, что через полвека к пьесе вновь обратились современные режиссеры. Недавно «В день свадьбы» поставили в двух петербургских театрах – в молодежном театре на Фонтанке и в «Комедиантах». Кроме вечных вопросов, в этой истории много смешного и трогательного одновременно, что позволяет зрителям за несколько часов пережить множество эмоций. И хотя хэппи-энд, в его привычном смысле, в спектакле не наступает, в финале все же торжествует настоящая любовь.
«Люблю же ведь я тебя, Мишенька! Тебя люблю, не себя…», – говорит главная героиня и, ломая все стереотипы, отпускает своего мужа к его возлюбленной.