Будь в курсе
событий театра

Пьеса о людях: в Драмтеатре проходит премьера спектакля "Матросская тишина"

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Трогает до слез. В Иркутском драматическом сегодня последняя премьера сезона. Пьеса «Матросская тишина». На генеральной репетиции побывал наш корреспондент.

Город Тульчин. Август 1929 года. Первая пятилетка. Очереди у хлебных магазинов. Вечерами по Рыбаковой балке слоняются пьяные. Они матерятся, поют дурацкие песни. Так начинается пьеса Александра Галича «Матросская тишина». Написанная в 1957 году для театра «Современник», который только открывался, она была запрещена к показу. Рассказ о трех поколениях семьи Шварц, их непростых взаимоотношениях тронул режиссера Иркутского драматического театра Геннадия Шапошникова:

- Что-то такое было в этой пьесе. Пьеса странная такая, очень советская. Но мы постарались на это акцент не делать. У нас акцент на человека, на нашу любимую тему о корнях человека, о его родине.

- А вот это что?
- Берлин, аллея Победы. Вот видите в углу газетный киоск? Там я и купил эти открытки.
- Вы что, Мейер, были в Берлине?
- Проездом.
- Мейер, я вам, конечно, верю, но мне все время кажется, что вы врете.

Степан Догадин со своей абсолютно русской внешностью на сцене превращается в старого еврея Абрама Шварца. А молодой актер Алексей Орлов играет сразу три роли. Давида Шварца в детстве, его же взрослого, а в конце спектакля — сына Давида. Чтобы научиться говорить с одесским акцентом, актеры серьезно занимались:

- Мы слушали записи. Геннадий Викторович на Украине попросил человека, чтоб он прочел пьесу эту, мы слушали говор этот. В первых сценах он есть.

Действие спектакля происходит на лестнице. По задумке художника-постановщика, она как персонаж и символ человеческой жизни.

- Если честно, на этой лестнице очень сложно играть. У нас, кроме лестницы, ничего: два выхода и все. Лестница у нас и комната в общежитии, и больничная койка. Это все, и пытаемся играть на этой лестнице, — говорит Степан Догадин.

Даже читать «Матросскую тишину» без слез невозможно, говорят актеры. И надеются, что каждый зритель вспомнит про своих родителей и, пока не поздно, скажет им хотя бы несколько добрых слов.

Автор: 
Анна Грицевич
01.07.2010