Будь в курсе
событий театра

Первый успех Александра Вампилова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Иркутские актеры вспоминают, как это было
 

«Старший сын» – одна из самых известных пьес Александра Вампилова. Именно она была впервые поставлена на театральных подмостках и принесла драматургу популярность. А случился этот первый успех на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.М. Охлопкова. Здесь в 1969 году состоялась премьера спектакля «Старший сын», которая была принята зрителями на ура. Спектакль был в репертуаре более 11 лет, за это время его сыграли более 500 раз. Причем в этой первой постановке принимал участие и сам драматург. Это уже потом Александр Вампилов получил признание в Москве и его пьеса была поставлена в 28 театрах страны. А ведь первая его поездка в столицу в 1965 году не увенчалась успехом. «Прощание в июне» не взяли ни в одном театре первопрестольной.
 

О том, как ставили почти сорок лет назад в драматическом театре «Старшего сына», для газеты «Областная» вспоминали первые исполнители ролей Натальи Макарской и Васеньки – заслуженная артистка РФ Тамара Панасюк и артист Геннадий Марченко. Напомним, что по сюжету семнадцатилетний Васенька Сарафанов был со всей страстью первого чувства влюблен в двадцатисемилетнюю Наталью Макарскую.
 

«Саша не мог писать о политике открыто»
 

– Тамара Ивановна, как над «Старшим сыном» так удачно «сошлись звезды», ведь я слышала, что Вампилову было очень сложно пробиться на театральные подмостки?
 

– Да, и сегодня я хочу сказать спасибо тем людям, благодаря которым эту пьесу поставили в Иркутском драматическом театре. У нас в те годы была заведующая литературной частью Раиса Васильевна Курбатова, ее муж, режиссер и актер Александр Николаевич Терентьев, тоже работал в театре. Саша дал им почитать пьесу «Старший сын», и она им очень понравилась. Раиса Васильевна пошла с ней в управление культуры, и там ее не приняли к постановке – засомневались. Тогда она сделала хитрый ход – пошла в горком и, ссылаясь на то, что нужно вести работу с молодежью, продвинула пьесу молодого иркутского драматурга Александра Вампилова, которую может поставить начинающий режиссер Владимир Симоновский. Она сказала: может, мы посмотрим за их работой в качестве эксперимента, не понравится – не примем. Изначально спектакль хотел ставить сам Терентьев, пьеса ему безумно понравилась, но ему пришлось отказаться ради того, чтобы спектакль состоялся. После этого Раиса Васильевна привела Вампилова в театр и он прочитал пьесу коллективу в красном уголке. Он читал ее блистательно… Так блистательно, что мы и смеялись, и огорчались вместе с героями…
 

– Но вы ведь тогда уже были знакомы с Александром Вампиловым?
 

– Мы, молодые актеры, жили в общежитии в коммерческом подворье. Вы знаете, сейчас молодежь более спокойная, благополучная, а мы тогда были как ошпаренные – нам все время чего-то не хватало, мы много читали, доставали редкие книги, общались. А Саша, Валя Распутин, Гена Машкин и Алик Стуков, все они приходили в нашу общагу. Мы собирались у кого-нибудь в комнате, очень долго разговаривали или читали книги. В один из таких вечеров Саша однажды прочитал нам свою пьесу «Прощание в июне». И мы были поражены тем, как молодой парень мог так мудро мыслить. А потом на втором курсе Иркутского театрального училища режиссер Роман Соколов зачитал отрывки из «Прощания в июне» и спросил у ребят, что это за автор. Одни отвечали – это Розов, другие – нет, это Чехов. Представляете, уже тогда его сравнивали с такими мастерами. И поэтому, когда говорят, что Саша не был оценен, это неправда, все чувствовали, что это очень талантливый автор.
 

– Расскажите, как вы репетировали «Старшего сына»?
 

– Симоновский распределил роли, и мы начали работать. Саша почти каждый день приходил в театр, что-то поправлял, что-то советовал. Кстати, тогда же была дописана первая сцена с соседом. Потому что там был текст, в котором Сарафанов говорил, что он играет в филармонии, и зритель принимал это за чистую монету. А когда потом идет сцена у Бусыгина с Ниной, оказывается, что он играет на похоронах и все в семье делают вид, что не знают этого. Раскрытие тайны, по сюжету, шло очень долго, и тогда, чтобы было понятно, он дописал эту сцену с соседом. У нас в спектакле актер гулял с собакой. Он спрашивал: «Ну что? Кого хоронили?» Бусыгин ему в ответ: «Человека». А тот: «Молодого или старого?» Бусыгин: «Да так, средних лет». И становилось понятно, что во дворе уже все знали об этом. Эту сцену Вампилов принес буквально на вторую репетицию.
 

Работали спокойно, весело. И потом режиссер Владимир Симоновский, очень талантливый человек, он старался направить спектакль ближе к жизни. И у них возникло такое понимание с Вампиловым, от этого, наверное, и спектаклю удалось родиться.
 

– А вам была близка ваша героиня?
 

– Можно предположить, что роль Натальи Макарской какая-то дежурная. Но для меня это не так. Во-первых, обратите внимание на фамилию. Кто она такая? Вот у меня вторая фамилия – Ганзилевская. А мы с Западной Украины, мои бабушка с дедушкой и вся семья были репрессированы в 1951 году. Я была маленькая, с нами приехали мой дядя, тетя, потом они умерли. Отца своего я не помню. В общем, человек остался один. То же и с Макарской. Я почему-то подумала, что у нее такая же история. Мать умерла, Наташе 27 лет, он живет тихо. Работает в суде, то есть, скорее всего, хочет защитить себя, как-то оградиться от жизни…
 

Естественно, мы, дети репрессированных родителей, никогда об этом не говорили. Та же история была и у Саши. А ведь это очень тяжело... Притворялись глупее, чем мы есть, чтобы быть на уровне со своими сверстниками… Ведь они не были виноваты в том, что не испытали таких же трагедий, благодаря которым мы в их возрасте были гораздо старше. Именно поэтому Макарская такая умненькая, добрая. И потому отношения между Васенькой и Наташей были очень естественными. Ведь когда ему был годик, а ей десять, она могла с ним играть. Потом ей было 17 – ему семь, и они тоже общались. И она тоже его любит, как единственного родного. Ведь у нее больше нет никого. Но в мужья он не годится, и уже пора – 27 лет, и тут появляется Сильва, очень интересный человек. Сходство наших судеб очень грело меня в этой роли. Саша не мог писать про политику открыто, тогда бы его точно нигде не поставили. Однажды он после спектакля мне сказал: ты сегодня была такой умной, так играла. А я в ответ сказала глупость: даже то, что ты не писал. А он мне: откуда ты знаешь, что я писал?
 

– У этого спектакля ведь была долгая сценическая судьба, с продолжением?
 

– Да, мы восстанавливали спектакль после смерти Саши и играли его на гастролях в Москве, в Малом театре. Для нас это была большая ответственность. Помню, стоим мы на сцене – я и Васенька – и режиссер с нами. Держит меня за руку и говорит: ты так тихонько начинай, спокойненько-спокойненько, ничего не играй, пусть они к тебе прислушиваются… Занавес открылся, и бук-вально через две-три реплики зал стал реагировать. Причем они реагировали гораздо сильнее, чем иркутяне. После спектакля зрители так долго аплодировали, что было уже невозможно стоять на сцене. Есть видеозапись с этого спектакля, ее часто показывают по телевидению. Тогда, кстати, критик Владимир Аренов сказал, а он был влюблен в пьесы Вампилова, что это лучший спектакль по пьесам драматурга из увиденных им. Тогда еще он написал статью в лондонскую газету, получил гонорар и на эти деньги приехал в Иркутск, чтобы посмотреть на город, в котором жил Саша.
 

«Вампилов помог мне понять образ Васеньки»
 

– Геннадий Иванович, когда вы впервые познакомились с Александром Вампиловым?
 

– В 1969 году к нам пришел молодой драматург Александр Вампилов и прочитал нам в красном уголке пьесу «Старший сын». Мы тогда его не знали, но он так замечательно, с юмором ее прочитал. И вся пьеса была, что ни фраза, то афоризм, все было свежее, современное, так что мы ее приняли на ура. Потом пьесу стал ставить молодой режиссер Владимир Симоновский. Мы работали месяца два, и постоянно к нам на репетиции приходил Саша Вампилов, наблюдал за нашей работой, что-то поправлял. И, конечно, поначалу она шла нелегко.
 

– Я слышала, что Александр Вампилов во время репетиций иногда подсказывал актерам, как лучше раскрыть их образ?
 

– Да, кстати, мне Саша помог лучше понять образ Васеньки – младшего сына Сарафанова. Дело в том, что это юноша, который переживает первую несчастную любовь, причем отец против этих отношений, так как девушка старше его. Когда мы играли, то поняли, как автор глубоко выписывал характеры персонажей, ведь они у него получались очень жизненными. Тем более что это все было наше, иркутское, и люди на сцене должны были быть очень живые, нам очень близкие. Поэтому работа шла не поверхностная, мы старались идти от характера, от жизни.
 

У меня никак не шла сцена с отцом, после того как Васенька со старшим сыном впервые выпил свои первые 50 граммов. Ребята спрятались, заходит отец, и я – Васенька – должен был его допросить, как сын отца, который мне всегда дает советы, воспитывает, говорит, что я не ту люблю, – а ты-то какой был в молодости? Ну-ка, вспомни, к тебе явился сын. Какой сын? А-а-а, какой сын? Твой старший сын! И эту сцену надо было играть. Отец начинает вспоминать, я ему подыгрываю. Но мы не чувствовали всего юмора ситуации и вели серьезный допрос. И Вампилов это понял. Он меня подозвал в перерыве и говорит: старина, понимаешь, в чем дело, ведь Васенька впервые выпил, ты вспомни свои ощущения, это ведь необычное состояние, и вот с ним тебе нужно дальше играть. И я задумался, в итоге в игре появилась легкость, полная рас-крепощенность, и сцена вдруг пошла. Мы даже ее потом играли отдельно на предприятиях, она была на 15 минут, но была настолько понятна, что была как маленький спектакль, и зритель реагировал так же, как в театре, когда смотрел полные два с половиной часа. И где бы мы его ни играли на гастролях – в городах, в деревнях – прием был самый теплый. Зрительный зал «волнами» ходил оттого, что видел на сцене живых людей, которые разговаривали, как они.
 

– А как Вампилов воспринял спектакль?
 

– После премьеры он признался, что на репетициях переживал, что так все трудно продвигается, неуклюже, и вдруг на премьере все свершилось, на сцене были живые люди. Он почувствовал чудо театра.
 

– А ваши личные ощущения от общения с Вампиловым?
 

– Он с виду был такой простецкий парень... Однажды, когда шли вместе в Дом литераторов, я спросил его: Саша, а кто для тебя из русских поэтов и писателей самый близкий? Он мне сразу ответил: Пушкин. Я спросил: а что у Пушкина, самое любимое? А он прочитал мне:
 

Блажен, кто смолоду был молод, 
Блажен, кто вовремя созрел, 
Кто постепенно жизни холод 
С годами вытерпеть умел.
 

Он уже тогда понимал значение этих слов, потому что успел почувствовал горесть жизни – ссылку отца и дедушки. Опять же национальный вопрос: он ведь метис, хоть и был красивым парнем, но на какие-то резкие слова по этому поводу очень остро реагировал. А вообще, он был очень образованный, начитанный, из очень интеллигентной семьи. Мать у него была изумительная женщина, с грустной улыбкой, в ее глазах чувствовалось столько мудрости.
 

– Вы часто общались?
 

Мы не были близкими друзьями, но, в общем, часто встречались. Саша всегда с прищуром присматривался к людям. Но самое удивительное, ему всегда можно было открыть душу. И он нам, актерам, стал действительно очень близким…

Его удача в Иркутске стала настоящим фундаментом для дальнейшего становления. Он уже более смело ехал в Москву, более настойчиво предлагал свои пьесы. Он ведь знал, что власти не очень хорошо к нему относятся. Даже нам говорили: ну что вы, семья – это такая маленькая тема, надо ставить «Шторм», «Бронепоезд». Но время все расставляет на свои места. И мы все помним Александра Вампилова. Лично для меня он в памяти как живой, не как изваяние. Ведь это был парень, который любил красоту и все вокруг.
 

Из письма Александра Вампилова к заведующей литературной частью Московского драматического театра им. Ермоловой Елене Якушкиной, от 21 ноября 1969 года:
 

«Последний месяц новая пьеса у меня почти не сдвинулась с места, так как все это время я затратил на подготовку (вместе с театром) спектакля «Старший сын» (...) Вы знаете, как я сам смотрел на «Старшего сына», теперь, после спектакля, я стал думать об этой пьесе много лучше, честное слово. Спектакль как будто бы удался, в театре аншлаг, из зрителя выколачиваются не только денежки, но и смех и даже слезы. Причем последнее добыто не способом мелодрамы, а более достойным образом – пьесу играют как трагикомедию. Смею думать, что она так и написана.
 

Мне повезло с режиссером, попался толковый парень. Его фамилия Симоновский, учился он в Вахтанговском училище, закончил и по актерскому курсу, и по режиссерскому. На мой взгляд, у него именно талант режиссера, что как раз так редко встречается у людей, занимающихся режиссурой, – равно и в провинции, и в столице. Мы нашли с ним общий язык (да нет, не думайте, как раз он непьющий, я имею в виду именно творческий язык) и вместе много наработали интересного, а самое главное, как мне кажется, много точного».
 

ПОД ЗНАКОМ «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ»
 

Завтра в столице Приангарья начнется самое значительное событие этой театральной осени. С 15 по 22 сентября в Иркутске пройдет шестой Всероссийский фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова. В нем примут участие 14 театров страны, среди них четыре коллектива из Москвы и труппы из Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Архангельска, Кемерово, Улан-Удэ, Иркутска и Братска. Напомним, что фестиваль проводится раз в два года Иркутским академическим драматическим театром им. Н.М. Охлопкова под патронажем Федерального агентства по культуре и кинематографии и администрации Приангарья.
 

2007 год для театрального фестиваля особенный, так как он совпадает с 70-летием со дня рождения драматурга Александра Вампилова, имя которого носит театральный форум, и 70-летним юбилеем писателя Валентина Распутина. Это, в свою очередь, повлияло и на программу фестиваля – в этом году в ней восемь спектаклей по произведениям наших земляков. Как сообщил на пресс-конференции директор Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов, на фестивале предпочтение было отдано произведениям шестидесятников.
 

– Тема фестиваля – что «шестидесятники» говорили миру, – отметил он. – Ведь понятие «современная драматургия» и «вампиловская драматургия» – не совсем одно и то же. В последнее время очень трудно найти пьесы, которые были бы настолько же объемны и глубоки. А «шестидесятники» – Распутин, Вампилов, Коковкин и другие – поднимали в своем творчестве, как и великие писатели других периодов, вечные темы.
 

Фестиваль открывается в субботу вечером на открытой сцене возле драмтеатра. Там коллективы на театральный манер «поздороваются» с жителями города и поздравят их с началом праздника. Спектакли будут идти на трех площадках. В субботу на основной сцене драмтеатра Московский драматический театр им. А.С. Пушкина сыграет спектакль «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова. В это время на камерной сцене уже знакомый иркутянам по прошлым фестивалям Камчатский театр драмы и комедии покажет спектакль «Эй, кто-нибудь!». А на своей площадке в рамках фестиваля будет работать Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова.
 

Всего в Иркутск приедут 297 участников фестиваля. Организаторы оплачивают приезжающим театрам значительную часть расходов, которые были бы для них еще больше, если бы не содействие областных властей и спонсорская помощь. Гости фестиваля будут жить в гостинице «Иркутск». По словам организаторов, в столицу Приангарья по железной дороге уже прибыли три 40-тонных контейнера с декорациями.
 

Помимо спектаклей на фестивале будут проходить круглые столы и обсуждения с участием известных столичных критиков. Уже известно, что в Иркутск приедут Вера Максимова и Валентин Курбатов. Кроме официальной части фестиваля для участников будут организованы капустники и обширная культурная программа. По традиции на фестивале будет выходить даже своя газета «Иркутский Фест»

Автор: 
Елена Орлова
14.09.2007