Будь в курсе
событий театра

Перекресток судеб

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Спектакль по пьесе Леонида Зорина иркутские актеры представили в Москве.
 

Послевоенное время, Мо­сква, два человека. Один указ, разрушивший их любовь. Встречи через 10, 20, 50 лет... В спектакле «Перекресток» артисты иркутских театров рас­сказывают о том, как тесно спле­тены политика и частная жизнь людей, о том, как любовь словно оказалась в заговоре с историей.
 

Сюжет длиной в полвека

«Перекресток» в театральной жизни Иркутска появился 28 ноя­бря 2012 года. Премьерный показ был приурочен к 15-летию Гене­рального консульства Республи­ки Польша в Иркутске. Режиссер спектакля Александр Лобыгин при поддержке Иркутского отделения Союза театральных деятелей, Генерального консульства Польши в Ир­кутске и Министерства культуры и архивов Иркутской области собрал артистов иркутских театров, чтобы создать эту историю любви.
 

За основу постановки режиссер взял две пьесы драматурга Леонида Зорина «Варшавская мелодия» и «Послевкусие», которые объединил в одно повествовательное полотно.
 

В спектакле принимают участие артистка Эмма Алексеева (драмтеатр им. Н.П. Охлопкова), народный артист России Владимир Яковлев (музыкальный театр им. Н.М. Загурского), артистка Александра Гаращук (музыкальный театр им. Н.М. Загурского) и артист Андрей Корниенко.
 

— Я познакомился с «Варшавской мелодией». Два человека встрети­лись в послевоенное время. Любовь, счастье... И всего один жестокий закон не дал им возможности быть вместе, — рассказывает режиссер Александр Лобыгин. — Видимо, настолько глубоко засела в сердце и душу Леонида Зорина история Геле­ны и Виктора, что спустя почти 30 лет он решил вновь к ней вернуться.
 

Так появилась пьеса «Послевкусие», подарившая читателям еще одну встречу героев через 50 лет. Любовь за это время можно растерять, забыть, но они ее сохранили и помнили о ней всю жизнь.
 

Это меня зацепило в текстах Зорина, поэтому написанную им историю любви я решил перенести на сцену.
 

Варшавская мелодия

Послевоенная Москва. Он рус­ский, она полька. Встреча парня и девушки в консерватории. Музыка Шопена. Вспыхнувшие нежные, теплые чувства. И вот они, счастли­вые люди, стоящие на перекрестке. Казалось бы, теперь они продолжат путь вместе, взявшись за руки. Но вскоре их дороги разминутся, они разойдутся на этом самом пере­крестке каждый в свою сторону и станут чужими.
 

15 февраля 1947 года пере­вернуло их судьбы. В этот день в СССР вышел Указ Президиума Верховного Совета «О воспреще­нии браков между гражданами СССР и иностранцами». Смолкла прекрасная варшавская мелодия, дорогая сердцу Виктора и Гели. Но не утихли прежние чувства, кото­рые вспыхивают вновь при каждой их новой встрече. Спустя 10, 20 лет молодые люди очень изменились. Она стала известной певицей, жест­кой и своенравной. Он обрел семью, занялся наукой. А еще через 50 лет в аэропорту европейского курорта в случайной незнакомке он не узна­ет ту самую улыбчивую, задорную и такую любимую Гелену.
 

Зорин рассказывает о настоя­щей любви, о том, как мужчина и женщина пронесли ее сквозь года и сохранили в своем сердце, — гово­рит актриса Эмма Алексеева. — Ко­нечно, Гелене хотелось, чтобы он ее узнал, именно поэтому она при помощи всяческих выдумок пытает­ся вывести его на воспоминания. Но после понимает — ничего у них уже не получится.
 

Подарок судьбы

25 октября 2016 года артисты сыграли «Перекресток» в Централь­ном доме актера. Поездка иркутян в Москву состоялась по приглаше­нию Леонида Зорина и стала подар­ком ко дню рождения драматурга, которому 3 ноября исполнилось 92 года.
 

Несмотря на преклонный воз­раст, — рассказывает Эмма Алексее­ва, — Леонид Генрихович — человек дееспособный, со светлой головой и удивительными голубыми глазами.
 

Когда ставили спектакль, то даже думать не смели, что когда-нибудь встретимся с Леонидом Генриховичем, — говорит режиссер Александр Лобыгин. — Мы готови­лись к бенефису Эммы Николаевны, и мне практически чудом удалось связаться с Зориным по скайпу для того, чтобы он поздравил актрису с юбилеем. После мы несколько раз созванивались с ним. И в од­ном из телефонных разговоров он пригласил нас в Москву. Благодаря поддержке Иркутского отделения Союза театральных деятелей мы вы­ступили в Центральном доме актера и побывали у драматурга в гостях. Мы узнали много нового о том, как тяжело приходилось писателям во времена запретов и цензуры, как рождалась «Варшавская мелодия» и как создавалось ее продолжение.
 

Я заметил, что артисты после встре­чи с Зориным стали играть иначе. Стали понимать ценность слов, к ко­торым, кстати, сам писатель очень ревностно относится, глубже про­никли в те события, которые описа­ны в пьесах. Можно сказать, что эта встреча для нас — подарок судьбы, о котором мы даже не мечтали.
 

Одна любовь навеки

— Чем «Перекресток» может быть интересен современному зри­телю? — задается вопросом актри­са Эмма Алексеева. — Как-то мы играли спектакль в Братске, и после поклона к нам за кулисы буквально ворвался мужчина со слезами на глазах. Он сказал, что мы сыграли про него, что в его жизни была точ­но такая же история. В тот момент мы поняли — подобные события были, есть и будут во все времена. Для молодого поколения «Перекре­сток» может стать примером того, насколько от наших решений зави­сит дальнейшая судьба, как в один миг жизнь может перевернуться.
 

Кто виноват, что счастье не слу­чилось? Как и любая женщина, Ге­лена в глубине души винит возлю­бленного в том, что не смог отстоять их любовь, не смог стать для нее опорой. Поэтому ей, такой хрупкой и нежной, пришлось оберегать себя самой. Ее показная грубость во вре­мя очередной встречи с Виктором — всего лишь защита. Она любит его, как и прежде, но старается этого не показывать, старается выглядеть сильной и независимой.
 

И все же Гелена ждет, что он придет к ней, поэтому, пусть и холодно, говорит, в каком номере гостиницы остановилась. Винить во всем одного Виктора тоже не стоит. В то время следили за всеми, даже за простыми солдатами, как он. И даже если бы он смог чего-то добиться и что-то сделать для их будущего, то неизвестно, стало ли им бы от этого лучше.
 

— В конце спектакля, когда Вик­тор прощается и уходит, моя геро­иня, оставшись одна, благодарит Бога за то, что он подарил ей эту встречу, — рассказывает Эмма Ни­колаевна. — У нее было множество поклонников, несколько мужей, но единственная любовь, которой она жила, была к Виктору. Это, что на­зывается, любовь всей ее жизни.
 

«Когда мы стали чужими? — раз­мышляет Виктор. — В какой момент это случилось? Кто виноват в том, что не сложилось, — я, Гелена, политика, история?» Эти вопросы после про­смотра спектакля остаются в созна­нии зрителя и висят тяжким бреме­нем, потому что ответ на них канул в небытие. В одном из интервью Ле­онид Зорин сказал о том, что главное в этих произведениях — тема обре­ченности. По мнению автора, любовь обречена, потому что государство в любой момент может растоптать все и всех. Если и суждено двум сердцам встретиться вновь, то соединиться они, увы, уже не смогут.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Ирина Рыжакова
19.01.2017