Будь в курсе
событий театра

Павел Фокин об Александре Зиновьеве

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
29 июня в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского прошла презентация книги историка литературы, члена Международного общества и Российского общества Ф.М. Достоевского, участника Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске-2017» Павла Фокина «Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый». Это работа стала частью серии ЖЗЛ, которая раскрывает жизнь советского и российского социолога, философа, писателя Александра Зиновьева.
 
На презентации Павел Евгеньевич рассказал иркутским читателям о том, как приступил к написанию биографии человека, который считался советским диссидентом. По его словам, подготовка к созданию книги шла три года, за время которых он прочитал все труды Александра Зиновьева, поднял архивы Центрального государственного архива города Москвы, Российского государственного архива новейшей истории, Архива Министерства обороны и другие. Павел Евгеньевич общался и с родственниками Зиновьева, от которых узнал каким он был в кругу близких людей.
 
Биограф показал фотографии, документы, с которыми работал. Рассказал о селе, где родился будущий критик глобального капитализма, о подвальном помещении в доме Москвы, в котором он вырос. Говорил об американской прессе, постоянно писавшей об Александре Зиновьеве, и о том, как в Европе его имя непременно упоминалось с именем Александра Солженицына.
 
- О книге Зиновьева «Зияющие высоты» говорила вся литературная критика Европы. Это произведение о жизни в Советском Союзе. Писали, что «Зияющие высоты» дают больше понимания о советском строе, чем «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына о репрессиях в СССР, - рассказывал на презентации Павел Фокин.
 
Больше всего читателей, пришедших на встречу с автором, волновало, что было бы, если «этот Прометей не был отвергнут». Если бы к его прогнозам прислушивалась власть, если бы его не выслали из страны. Литератор убеждён, что возможно развала СССР бы не произошло.
 
- Катастрофа не случилась бы. Зиновьев говорил, что советский опыт уникальный, передовой, революционный для всего человечества. Нужно понимать, какой тяжелой ценой дался стране этот опыт. Такую задачу понимания Зиновьев ставил перед собой. Он пришёл к горькому выводу, что люди не хотят знать правды. В письме другу он написал, что человечество признаёт актуальную правду только тогда, когда она уже становится прошлым, но ради того, чтобы закрыть актуальную правду.
 
Беседа о личности Зиновьева носила как литературный, так отчасти и политический характер. Были вопросы об отношении критика к распаду Советского Союза и Холодной войне, когда американско-западный блок остался наедине с собой, о произведениях «Жёлтый дом» и «Светлое будущее», о жизни критика за рубежом.
 
- Эта презентация открывает мне новое дыхание на выступлении 30 июня на Литературный вечерах «Этим летом в Иркутске». Я рад, что люди интересуются личностью Александра Зиновьева, его идеями, биографией. Хоть за два часа встречи я и не рассказал даже десятой доли того, чего я мог бы ещё рассказать. Но я чувствовал отклик Иркутян. Что касается размышлений о Валентине Распутине, то подготовка к этой встрече подтолкнула меня на много мыслей. У меня не получится в полном объёме их озвучить на Вечере. Хочется для себя эти размышления сформулировать и быть может написать статью о Распутине или брошюру, пока не будем загадывать.
 
Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Ольга Харнутова
30.06.2017