Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

От Грибоедова до Улицкой

Версия для печатиВерсия для печати

О творческих планах на Год театра рассказали иркутские «охлопковцы».
 

В 2019 году Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова обещает своим зрителям новые затеи, идеи, проекты.
 

Премьеры: классика и современность

Уже в первые весенние дни 1 и 2 марта зрителей Иркутской области ожидает премьера по пьесе Виктора Розова «В день свадьбы». Эта история, с одной стороны, проста и наивна. Михаил и Нюра собираются пожениться. Но в последний день пе­ред сва­дьбой при­ез­жа­ет Кла­ва, пер­вая лю­бовь Миши. Вро­де бы обыч­ный лю­бов­ный тре­уголь­ник. Но, с дру­гой сто­ро­ны, ав­тор пре­вра­тил его в реаль­ное нрав­ствен­ное ис­пы­та­ние для ге­ро­ев. Ока­зав­шись в «нераз­ре­ши­мой ситуации», ге­рои бу­дут ис­кать един­ствен­но вер­ное ре­ше­ние, му­чи­тель­но вы­би­рать меж­ду прав­дой и ло­жью.
 

Что важ­нее, долг или на­сто­я­щая лю­бовь? Соб­ствен­ное сча­стье или сча­стье любимо­го че­ло­ве­ка? Быть вер­ным сво­е­му сло­ву или быть счаст­ли­вым?

Для ре­жис­се­ра спек­так­ля Ген­на­дия Гу­щи­на важ­но было вспом­нить ушед­ше­го в про­шлое со­вет­ско­го че­ло­ве­ка, по­раз­мыш­лять о мо­ти­ва­ции его по­ступ­ков, по­ка­зать его внут­рен­нюю силу, стрем­ле­ние к спра­вед­ли­во­сти, прав­де и самопожертвованию.
 

Спек­такль «В день сва­дьбы» бу­дет на­пол­нен ли­риз­мом, юмо­ром, му­зы­кой, яр­ки­ми, цель­ны­ми ха­рак­те­ра­ми ге­ро­ев и но­сталь­ги­ей по со­вет­ско­му че­ло­ве­ку.
 

Ле­том зри­те­лей ждет пре­мье­ра спек­так­ля по пье­се из­вест­но­го ураль­ско­го драматур­га Яро­сла­вы Пу­ли­но­вич «Зем­ля Эль­зы», ко­то­рый по­ста­вит ак­тер те­ат­ра и ре­жис­сер Дмит­рий Аки­мов.
 

Это ис­то­рия о лю­дях, нуж­да­ю­щих­ся в люб­ви, жаж­ду­щих теп­ла, вни­ма­ния, простого че­ло­ве­че­ско­го со­чув­ствия и уча­стия. Есте­ствен­ную по­треб­ность в этом чув­стве и пра­во на него бу­дет от­во­е­вы­вать глав­ная ге­ро­и­ня Эль­за — рус­ская немка, мать, вдо­ва и ба­буш­ка. Она всю свою жизнь от­да­ва­ла себя дру­гим, привыкла ни­че­го не тре­бо­вать и тер­петь ли­ше­ния. Но на­сту­пит мо­мент, ко­гда Эльза слов­но про­бу­дит­ся от тяж­ко­го сна и, на­чав с ме­ло­чей, на­при­мер, ту­фе­лек на каб­лу­ках, бу­дет жад­но стре­мить­ся к сча­стью. В роли Эль­зы — на­род­ная ар­тист­ка Рос­сии На­та­лия Ко­ро­ле­ва.
 

Осе­нью лю­би­те­ли клас­си­ки смо­гут оце­нить но­вое про­чте­ние пье­сы Александра Гри­бо­едо­ва «Горе от ума» в по­ста­нов­ке глав­но­го ре­жис­се­ра те­ат­ра Ста­ни­сла­ва Маль­це­ва. Зри­те­ля уди­вит нетри­ви­аль­ное рас­пре­де­ле­ние ро­лей и об­раз­ная трактовка мира фа­му­со­вых как оле­де­нев­шей, за­мо­ро­жен­ной мо­де­ли рос­сий­ско­го го­су­дар­ства, невос­при­им­чи­во­го к го­ря­чим по­ры­вам ина­ко­мыс­ля­ще­го, свободолюби­во­го Чац­ко­го.
 

Дерз­но­ве­ние экс­пе­ри­мен­та
 

10 мар­та Дру­гая сце­на охлоп­ков­ско­го те­ат­ра рас­пах­нет свои две­ри для лю­би­те­лей экс­пе­ри­мен­тов. Здесь прой­дет пер­вый от­кры­тый по­каз Ла­бо­ра­то­рии со­вре­мен­ной дра­ма­тур­гии. От­кры­вать ла­бо­ра­то­рию бу­дет пье­са Вла­ди­ми­ра Же­реб­цо­ва «Чморик» («Под­соб­ное хо­зяй­ство») в по­ста­нов­ке глав­но­го ре­жис­се­ра те­ат­ра и кура­то­ра ла­бо­ра­то­рии Ста­ни­сла­ва Маль­це­ва. Дей­ствие в ней про­ис­хо­дит в кон­це 80-х го­дов, в под­соб­ном хо­зяй­стве, в без­бреж­ной Ка­зах­ской сте­пи, в уда­лен­ной части кос­мо­дро­ма «Бай­ко­нур», а глав­ные дей­ству­ю­щие лица — это сол­да­ты, прохо­дя­щие сроч­ную служ­бу. Че­рез бы­то­вую дра­му ав­тор ме­та­фо­ри­че­ски рассказы­ва­ет нам веч­ную ис­то­рию про­ти­во­сто­я­ния добра и зла. Раз­мыш­ля­ет о сути и су­ще­стве че­ло­ве­ка, о том, как не при­спо­со­бить­ся, не сло­мать­ся и не пре­дать себя и свою веру. На­ча­ло по­ка­за в 12.00, толь­ко по пред­ва­ри­тель­ной за­пи­си, так как коли­че­ство мест огра­ни­че­но.
 

Сам про­ект «Ла­бо­ра­то­рии со­вре­мен­ной дра­ма­тур­гии» рас­пла­ни­ро­ван на весь 2019 год. А это зна­чит, что зри­те­ли смо­гут уви­деть раз­но­об­раз­ные по жан­ру и сти­лю зари­сов­ки бу­ду­щих спек­так­лей по но­вой дра­ма­тур­гии. Ведь ли­те­ра­тур­ной ос­но­вой по­слу­жат имен­но про­из­ве­де­ния со­вре­мен­ных ав­то­ров. Ла­бо­ра­то­рия при­зва­на позна­ко­мить зри­те­лей с но­вы­ми дра­ма­тур­га­ми и пье­са­ми, сде­лать прак­ти­че­ский отбор дра­ма­тур­гии, во­влечь в твор­че­ский про­цесс на ста­дии ре­а­ли­за­ции за­мыс­ла по­ста­нов­ки.
 

Каж­дый раз ре­зуль­та­ты ре­жис­сер­ских ра­бот бу­дут об­суж­дать­ся сов­мест­но со зрите­ля­ми. И если по ито­гам по­ка­за и об­суж­де­ния ру­ко­вод­ство те­ат­ра и зри­те­ли най­дут пред­став­лен­ную пье­су пер­спек­тив­ной, ак­ту­аль­ной и убе­ди­тель­ной — те­атр возь­мет ее к по­ста­нов­ке, а если нет — от­ка­жет­ся, что­бы ис­кать но­вый ма­те­ри­ал.
 

Все­об­щий те­ат­раль­ный кар­на­вал
 

С 17 по 20 мар­та прой­дет зна­ко­вое для ре­ги­о­на со­бы­тие — об­ласт­ной те­ат­раль­ный фе­сти­валь «Те­ат­раль­ное При­ан­га­рье».
 

В афи­шу фе­сти­ва­ля вклю­че­ны по­ста­нов­ки 26 те­ат­раль­ных кол­лек­ти­вов Ир­кут­ской об­ла­сти: об­ласт­ных, му­ни­ци­паль­ных, кор­по­ра­тив­ных, школь­ных, са­мых раз­ных лю­би­тель­ских те­ат­ров. В про­грам­ме мож­но бу­дет уви­деть спек­так­ли по произведени­ям Алек­сандра Вам­пи­ло­ва, Вла­ди­ми­ра Сол­ло­гу­ба, Ива­на Тур­ге­не­ва, Ан­то­на Че­хо­ва, Ва­ле­рия Хай­рю­зо­ва, Вла­ди­ми­ра Гур­ки­на, На­та­на Роз­не­ра, Эже­на Ла­би­ша, Вла­ди­ми­ра Вы­соц­ко­го, Ев­ге­ния Швар­ца, Люд­ми­лы Улиц­кой и дру­гих клас­си­че­ских и со­вре­мен­ных ав­то­ров. Кро­ме это­го за­пла­ни­ро­ва­на ра­бо­та коллективов с те­ат­раль­ны­ми кри­ти­ка­ми, твор­че­ские встре­чи, круг­лые сто­лы и тради­ци­он­ные ак­тер­ские ка­пуст­ни­ки.
 

На несколь­ко дней в сто­ли­це При­ан­га­рья за­свер­ка­ет на­сто­я­щая те­ат­раль­ная ра­ду­га, кол­лек­ти­вы всех ма­стей и форм бу­дут ра­до­вать зри­те­лей сво­и­ми луч­ши­ми постанов­ка­ми.

От­кро­ет фе­сти­валь по­ста­нов­ка Ир­кут­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го ака­де­ми­че­ско­го те­ат­ра им. Н.П. Охлоп­ко­ва по по­ве­сти Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на «Про­ща­ние с Ма­те­рой».
 

Твор­че­ские па­лом­ни­че­ства
 

Пер­вым га­строль­ным пунк­том в 2019 году для охлоп­ков­цев ста­нет го­род Красноярск. С 21 по 23 мар­та на сцене Крас­но­яр­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра имени А.С. Пуш­ки­на ар­ти­сты драм­те­ат­ра пред­ста­вят ле­ген­дар­ный спек­такль по одно­имен­но­му про­из­ве­де­нию Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на «По­след­ний срок» и «Старомод­ную ко­ме­дию» по пье­се Алек­сея Ар­бу­зо­ва. Эта по­езд­ка ста­нет од­ним из зве­ньев в боль­шой цепи рос­сий­ско­го «Те­ат­раль­но­го ма­ра­фо­на» — са­мо­го крупно­го ме­ро­при­я­тия Года те­ат­ра. Де­ле­га­ция ир­ку­тян та­к­же вру­чит со­се­дям символ Года те­ат­ра — ста­ту­эт­ку древ­не­гре­че­ско­го ам­фи­те­ат­ра.
 

В мае дра­ма­ти­че­ско­му те­ат­ру пред­сто­ит от­пра­вить­ся в за­ру­беж­ный вояж: во француз­ский го­род То­нон-ле-Бен. 17 мая на сцене те­ат­ра Мо­ри­са Но­ва­ри­на иркутяне сыг­ра­ют спек­такль Ген­на­дия Ша­пош­ни­ко­ва «Иг­рок» по ро­ма­ну Фе­до­ра До­сто­ев­ско­го. Эта по­ста­нов­ка ста­нет ча­стью куль­тур­ной про­грам­мы Maison des Arts du Leman, ко­то­рая в се­зоне 2018-2019 осо­бое ме­сто от­во­дит рус­ско­му искусству и осо­бен­но си­бир­ско­му твор­че­ству.
 

Для га­стро­лей те­атр спе­ци­аль­но из­го­то­вил но­вые де­ко­ра­ции, со­от­вет­ству­ю­щие пара­мет­рам фран­цуз­ской сце­ны и зри­тель­но­го зала. В ир­кут­ской вер­сии де­ко­ра­ция раз­ме­ще­на в че­ты­рех го­ри­зон­таль­ных яру­сах, ко­то­рые со­еди­ня­ет ги­гант­ская спираль ру­лет­ки. Спек­такль рас­счи­тан на 200 зри­те­лей, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся пря­мо на сцене во­круг это­го «ад­ско­го зме­е­ви­ка» и чув­ству­ют себя ак­тив­но вовлечен­ны­ми в про­ис­хо­дя­щее. Во Фран­ции «Иг­ро­ка» по­ка­жут в но­вом фор­ма­те, так как зал те­ат­ра Мо­ри­са Но­ва­ри­на вме­ща­ет по­чти 700 че­ло­век. Но­вая сценическая кон­струк­ция, по воз­мож­но­сти со­хра­нив­шая свою яр­кую метафорическую при­ро­ду, бу­дет из­го­тов­ле­на в мар­те. В ап­ре­ле ар­ти­сты два­жды сыг­ра­ют «Иг­ро­ка» на род­ной сцене в но­вых де­ко­ра­ци­ях. Во Фран­ции охлоп­ков­цы пред­ста­вят спек­такль на рус­ском язы­ке, дей­ствие бу­дут со­про­вож­дать суб­тит­ры.
 

Уча­стие ир­ку­тян в фе­сти­ва­ле ста­ло воз­мож­ным бла­го­да­ря твор­че­ским свя­зям охлоп­ков­цев с те­ат­раль­ной ком­па­ни­ей из Гре­ноб­ля «Бу­маж­ный ко­раб­лик». На подмост­ках это­го те­ат­ра был по­став­лен спек­такль «Стар­ший сын» по пье­се выдающе­го­ся си­бир­ско­го дра­ма­тур­га Алек­сандра Вам­пи­ло­ва. Фран­цуз­ский коллек­тив пред­став­лял свою вер­сию про­из­ве­де­ния на XI Меж­ду­на­род­ном театраль­ном фе­сти­ва­ле им. А.В. Вам­пи­ло­ва в 2017 году.
 

Ни­ко­гда те­атр не об­хо­дит вни­ма­ни­ем и жи­те­лей При­ан­га­рья, с удо­воль­стви­ем гастро­ли­руя по Ир­кут­ской об­ла­сти, за­би­ра­ясь в са­мые от­да­лен­ные ее угол­ки. В этом году те­атр пла­ни­ру­ет по­се­тить Усть-Кут, Мам­ско-Чуй­ский и Тай­шет­ский райо­ны Ир­кут­ской об­ла­сти.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Татьяна Довгополая
28.02.2019