Будь в курсе
событий театра

Осознанная свобода

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Пьеса Даниила Хармса «Елизавета Бам» обрела сценическую жизнь на другой (экспериментальной) сцене Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова. Приглашенный режиссер Олег Пермяков нашел для своего спектакля форму «сентиментальной пародии на течение жизни», и оказалось, что театр абсурда образца 20-х годов прошлого века как нельзя лучше созвучен сегодняшнему дню.

«Жизнь в своем нелепом проявлении» — вот что, по признанию самого Даниила Хармса, интересовало его больше всего как писателя. И вряд ли великий обэриут вообще представлял свою пьесу «Елизавета Бам» на сцене, когда писал ее. Собственно, до сих пор нашлось совсем немного режиссеров, поставивших ее в театре. Потому что эта самая «жизнь в своем нелепом проявлении», наверное, на самом деле и является главной героиней и пьесы, и спектакля.

Все здесь подчинено какой-то невероятной логике абсурда, слово способного материализоваться прямо на глазах у зрителя, и от этого становится одновременно и весело, и жутко. Пересказывать содержание «Елизаветы Бам» не только невероятно сложно, но и, пожалуй, бессмысленно. Мы знаем, что главная героиня обвиняется в каком-то страшном преступлении, но никаких доказательств и даже сути дела зрителю (как и читателю) не сообщается. Просто в жизнь маленького человека врываются двое в штатском: Петр Николаевич и Иван Иванович.

Но если у Хармса они были скорее порождением болезненного воображения затравленного советского человека (сон разума рождает чудовищ), то, по версии режиссера Олега Пермякова, эти двое уже приставлены к каждому ненадежному, с точки зрения государства, индивиду. Именно такой оказывается Елизавета Бам (ее, замечательную в своем безумии, играет Анастасия Пушилина), которая явно выбивается из серой массы. И зритель быстро понимает, что это единственное, в чем она может быть виновата. «Вы преступница, потому что лишены всяческого голоса», — говорит один из ее палачей, и все понимают, что обвинен может быть любой.

Сценическое действие регулируется пешеходным светофором, согласно которому можно либо идти, либо стоять; на полу — зебра, но машин нет в принципе — незримо здесь присутствует только одна машина, государственная. В глубине сценического пространства — небольшая сцена, на которую то и дело взбираются герои.

Один из них за свое выступление сначала будет избит, а потом расстрелян. А в это время Елизавету Бам пытаются спасти ее родители (папашу и мамашу играют Александр Булдаков и Татьяна Двинская), а сама она старается увлечь своих палачей то разговорами, то танцами, то песнями, чтобы отсрочить свое страшное наказание.

Несмотря на, может быть, мрачное описание, «Елизавета Бам» в постановке Олега Пермякова — это очень веселый спектакль и смотрится на одном дыхании все полтора часа. Впрочем, это веселье в любой момент способно обернуться трагедией.

Так или иначе, «Елизавета Бам» — это прежде всего художественное высказывание на тему существования человека в государстве. Но, в отличие от Хармса и других представителей философии экзистенциализма и театра абсурда, Олег Пермяков как режиссер видит спасение в самом человеке. Подобно тому, как Иосиф Бродский писал, что «свобода — это когда забываешь отчество у тирана», так и у Пермякова государственный переворот происходит не со свержением правителей, а с личным осознанием того, что любая власть, а особенно ее поведение, если попристальнее вглядеться, абсурдна по своей природе.

Спектакль «Елизавета Бам» будут показывать на Другой сцене Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова 13 и 15 декабря 2012 года, 10 и 23 января 2013 года. Начало в 19:00.

Автор: 
Антон Кокин
10.12.2012