Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

"Особый театр" Людмилы Богаченко

Версия для печатиВерсия для печати

Сегодня у замечательной артистки Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова Людмилы Богаченко юбилей!

Родители ее не были актерами: отец - партийный работник, заместитель директора завода, мама - заведующая детским садом. Да и родной Балаганск - поселок городского типа на севере Иркутской области - нельзя было назвать культурным центром. Тем не менее в семье старались поддерживать и развивать одаренную девочку, которая в те времена вовсе и не помышляла о театре, зато прекрасно пела.

Забавная и любопытная история связана с рождением Людмилы. В начале ноября 1954 года отец должен был принять участие в конференции управленцев, проходившей в Иркутске. Мать, будучи на седьмом месяце беременности, попросила взять её с собой в областной центр: уж очень хотела она сходить в театр. И всё бы ничего, да вот на улице уже подмораживало, в одних туфельках не пойдёшь. Пришлось родителям будущей актрисы ехать на какую-то торговую базу за ботами на каблуке. Тёплая обувь была куплена, и театральный вечер состоялся. Вся в восторге от общения с высоким искусством, мама возвратилась домой и с ужасом обнаружила, что забыла в театре новые боты. Огорчение было столь велико, что не могло не сказаться на здоровье, и уже в ноябрьские праздники родилась семимесячная голосистая дочь. А что же боты? Спустя 40 лет мамины боты дождались Людмилу в Иркутском драма-тическом театре. Вот и не верь после этого приметам!

...Три года учёбы в Абакане в музыкальном училище по классу вокала стали логическим продолжением песенной юности Людмилы. Мыслей о театре не было, но опять-таки помог случай. Из Ленинградского института театра и кино приехала комиссия набирать курс специально для Абаканского драмтеатра. Людмила по примеру друзей тоже решила рискнуть. Читала малоизвестную басню И. Крылова «Два коня», пела, плясала. Видимо, членов приёмной комиссии очаровали трепетность и волнение, звучавшие в её голосе, когда она тянула русскую народную «Ах, утушка, ты ли, луговая». С этих пор вокал стал для неё вторым увлечением, а первым - театр.

Листаем страницы биографии Л. Богаченко: 4 года училась в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК) у Сергея Гиппиуса и Владимира Особика; вышла замуж, ещё в студенческие годы родила старшую дочь; 15 лет работала на сцене Абаканского областного драматического театра имени М.Ю. Лермонтова; в 1994 году с мужем - актёром и режиссёром Сергеем Болдыревым - приехала в Иркутск.

Смолоду, благодаря своей выразительной, «классически русской» внешности, зарекомендовала себя поистине «сказочной» актрисой: Золушки и Василисы Прекрасные были сыграны ею не однажды. Немало воплощено на сцене и различных ролей второго плана, но при этом все героини Богаченко - «девушки с характером».

Нелегко быть объективным, анализируя творческий путь актрисы, когда ты её современник и ровесник. За эти годы Людмилой сыграны са-мые разные роли, среди которых донна Анна и Мэри в спектакле по пушкинским трагедиям, Наташа в «На дне», Галина в «Утиной охоте», Кормилица в «Ромео и Джульетте», Елизавета в «Ричарде III», Шарлотта в «Священных чудовищах», одна их Прекрасных дам в «Людях и мышах».

Театральная жизнь переменчива. Л. Богаченко помнит взлёты, когда зрительный зал взрывался аплодисментами и овациями; и падения, когда после премьеры зал хранил гробовое молчание. Если брать только последние годы, то, безусловно, оставила след в зрительской памяти её Леокадия Бегбик в трагическом фарсе «Человек есть человек» Б. Брехта. Работа артистки стала поистине душой, нервом этого спектакля. Воплощая сценические образы русской и зарубежной классики, актриса сумела по-казать разные грани женского характера — от королев до простолюдинок.

Не хочется думать о быстротечности жизни, в которой, как в калейдоскопе, одни картинки сменяют другие. Честно говоря, женскую судьбу Людмилы Богаченко нельзя назвать лёгкой и ровной, всякое быва-ет: то горе соседствует с радостью, то щемящая душу тоска сменяется безудержным весельем, то одиночество взрывается восторгом праздника. Будучи незаурядной актрисой, Людмила Николаевна умеет сталкивать эти контрастные настроения «в едином танце». А в жизни спасает чувство юмора, которым природа с избытком наделила её: «Если совсем плохо, заставь себя смеяться, найди силы пошутить над собой, не позволяй отчаянию победить. Мама учила меня смотреть на воду, которая своим движением как бы смывает грусть и печаль. Вот и бегу чуть что к реке пошептаться».

Чем живёт актриса Иркутского драмтеатра Л. Богаченко сейчас? Конечно, работой. Что поражает, так это её артистический диапазон: она и многоликий страшный сказочный персонаж («Аленький цветочек»), и средневековая французская горожанка («Сирано де Бержерак»), и скан-дально пошловатая, вполне современная мать одной из героинь («С любимыми не расставайтесь»). В эти дни продолжаются репетиции спек-такля по пьесе Рэя Куни, где актриса играет немногословную, но очень живописную итальянскую горничную, наделив героиню своей сценической особинкой. Принимая и любя театр, порой мучительно радостный, порой беспощадно жестокий, Людмила хочет для себя не комфортного полуприсутствия, но полноты жизни на сцене, этих счастливых мучений. Не иссякает жажда новых работ, новых ролей. Сохраняя почти детскую способность фантазировать и мечтать, она видит себя и Кабанихой, и Вассой Железновой, не просто чувствуя эти роли, а понимая их всем своим жизненным и актёрским опытом. Как знать, как знать...

Что ещё добавить к портрету женщины, актрисы? Если не сказать о Людмиле Николаевне как о замечательной матери, это значит — не сказать о ней чего-то очень важного. Трудности актёрской жизни не помешали ей воспитать дочерей: старшая стала врачом, младшая учится в университете на журналиста. К этому можно добавить увлечённость Л. Богаченко (не поверите!) куклами, которые она делает своими руками (даже персональ-ная выставка её работ была). Она всё делает со страстью: работает ли над ролью, мастерит ли новые кукольные персонажи, собирает ли друзей, для которых всегда Открыты двери её дома. Товарищи по цеху даже в преддверии юбилея довольно кратки в своих определениях Людмилы Ни-колаевны, но как весомы эти слова: «Люся - это человечище», «Она настоящий друг, всегда поможет, для всех найдёт уголок в своём сердце», «С ней в театр приходят смех и хорошее настроение», «Она умеет быть милой людям».

Людмила Богаченко старается быть счастливой сама и делать счастливыми близких. Человек удивительного оптимизма и мудрости, тонкого юмора, деловая, энергичная, хлебосольная хозяйка, хорошая артистка, она живёт радостью встреч со зрителями. Она любит Иркутск, ставший по-настоящему родным, и каждый день проживает жизнь в особом театре, который рожден её воображением и существует в её душе. И хочется верить, что всё у неё будет хорошо, ведь впереди целая жизнь. А юбилей - всего лишь повод пожелать вам, дорогая Людмила Николаевна, удачи!

Автор: 
Ольга ЛЕБЕДЕВА
09.11.2004