Будь в курсе
событий театра

«Оскар и Розовая мама»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Письма к Богу – это не всегда «почта в один конец»
 
Может быть, лучше смотреть этот спектакль, не зная заранее содержания его литературной основы. Хотя это трудно – Эрик-Эммануил Шмитт – «мировая знаменитость, самый читаемый и играемый на сцене французский автор». А пьеса, о которой идет речь, написанная по его же, Шмиттовской, прозе, с огромным успехом идет на сценах столичных театров России. Она называется «Оскар и розовая дама» - ее премьера состоялась на днях в ИАДТ им. Н.П.Охлопкова.
 
Эрик-Эммануил Шмит – это «модный, блестящий и вместе с тем глубокий писатель, которого волнуют фундаментальные вопросы морали и смысла жизни, темы смерти, религии. Критика и публика сходятся на том, что перед нами тот редчайший случай, когда ни один читатель не может остаться равнодушным».
 
Добавим: и ни один зритель.
 
И все же… Начнем с чистого листа.
 
В Иркутском драматическом «Оскара и Розовую даму» взялся поставить режиссер, заслуженный артист России Геннадий Гущин. Поставить на камерной сцене – поскольку и спектакль-то камерный, весь состоящий из крупных планов, позволяющих зрителю не просто визуально воспринять весь видеоряд до мелочей, но и психологически с головой погрузиться в происходящее.
 
 
А происходит там тихая, но от того ничуть не меньшая трагедия. Десятилетний пациент детской онкологической больницы, мальчишка Оскар, очень хотел бы, наверное, быть обыкновенным ребенком – но не дано: диагноз у него таков, что надежды на выздоровление нет. Более того, мальчику становится известно, что жить ему осталось двенадцать дней. И вместо того, чтобы жить в семье с родителями, гонять с друзьями футбол, ходить в школу, возиться с любимой собакой и так далее и тому подобное – вместо всего этого он - в свои-то годы! – вынужден думать о жизни и смерти.
 
 
Переживать такое и взрослому не легко, каково же мириться с этим приговором человеку, только начинающему жизненный путь? Оскар тоже психует, срывается. С родителями он поссорился: в его понимании они трусят, приезжая к нему – плачут, не могут с ним общаться без этих слез! И был бы он обречен на одиночество в обществе себе подобных приговоренных детей, если бы не взрослый друг – Розовая дама, которая стала для него Розовой мамой. Дама эта – из числа волонтеров, приходящих в больницу помогать ухаживать за больными, и главное – общаться с ними. А почему Розовая? Всего лишь из-за цвета больничной одежды.
 
Казалось бы, что могло быть общего у пожилой уже женщины с мальчиком, чтобы они стали друзьями? Но мудрость и сердце Розовой дамы вели ее верным и точным путем. Возможно, она прирожденный психолог, возможно, интуиция ее не подвела. Но она безошибочно нашла путь к душе мальчика, сказав, что в прошлом занималась женскими боями и «одной левой» расправлялась с соперницами, хотя иногда и ей доставалось… Оскар смотрел на нее восхищенными глазами.
 
 
Мудрая Розовая дама, изо дня в день общаясь с Оскаром, придумала не один психологический ход, благодаря чему ей удалось помирить Оскара с родителями, и – вы не поверите! – привести его к вере в Бога. Все началось исподволь, может, от безысходности, - но она убедила Оскара написать письмо Богу. И завязывается переписка, вернее, пишет только Оскар, но пишет каждый день, внутренним взором отчетливо видя перед собой адресата и искренне надеясь получить ответ.
 
Оскар пишет, приняв правила еще одной игры, предложенной Розовой дамой. Каждый отпущенный ему болезнью день она предложила считать за десять лет. И в результате маленький мальчик, которому суждено вот-вот расстаться с жизнью, «проживает» всю свою «будущую» судьбу: он общается с больной девочкой из другой палаты, Пэгги Блю, в которую тайно влюблен, они «создают семью» (все это, конечно, по-детски, наивно, чисто, но от этого у зрителя только больше щемит сердце). Они «взрослеют», переживают кризис в отношениях, и вот «стареющий» Оскар приближается к финалу своей жизни, смиряется со скорой кончиной… И вот он на самом краю…
 
Спектакль, в котором нет и не может быть эффектных «положений», где все построено на внутренней жизни героев, без малейших оттенков мелодрамы и желания «выбить слезу» у сентиментального зрителя, - этот спектакль смотрится с напряженным интересом. Некрасивый в своей болезни лысый мальчик в шапочке-«менингитке» в какие-то моменты своей жизни становится прекрасным, - таким его делают режиссер и, конечно же, исполнитель, вернее, исполнительница - Анастасия Шинкаренко. Именно она, с ее талантом и фактурой подростка, интересно и наполнено проживает перед нашими глазами такую короткую, но такую драматичную жизнь своего персонажа. Не увлекаясь внешними сценическими приемами (все-таки нужно сыграть мальчика-подростка убедительно), она находит верные речевые интонации, точные жесты, но главное – передает всю глубину переживаний своего героя, его обреченность, которую, пусть временно, все же удалось победить!
 
Заслуженная артистка России Елена Мазуренко играет Розовую даму - умудренного жизнью, печального, наверное, не очень здорового, но безоглядно щедрого человека. Можно предположить, что она, формально выполняя свои волонтерские обязанности, просто наткнулась на очень заинтересовавшего ее человечка – Оскара. И именно он своей неординарностью спровоцировал все ее придумки. В конце концов, это не важно. Ведь она сумела поднять свою миссию, свою роль в судьбе Оскара на такую высоту, что изменила всю его, пусть и такую короткую, жизнь. Она увлеченно фантазирует, придумывая себе имидж «Потрошительницы из Лангедока» (якобы таким было ее прозвище на ринге борьбы кетч). Скорее всего, ни Оскар, ни она сама представления не имеют о таких женских боях – все это понадобилось ей «для имиджа», необходимого как мостик к сердцу Оскара.
 
И уже потом, став для него эдаким «своим парнем», она становится ему и главным человеком - другом, советчиком, второй мамой, духовной наставницей. Елена Мазуренко по-матерински полюбила обреченного мальчика, а зритель полюбил ее за эту безоглядность.
 
 
Спектакль не назовешь густо населенным, и все же в нем виртуально присутствуют и другие персонажи – обитатели больницы, подружка Оскара Пэгги Блю, родители мальчика, доктор Дюссельдорф… При этом на сцене остаются все те же две актрисы, изобретательно заменяя отсутствующих персонажей воображаемыми. Для этого используются нехитрые сценические аксессуары – мальчика, страдающего ожирением, «заменяет» огромный надутый силиконовый шар, девочку с голубоватой кожей Пэгги Блю символизирует подушка с голубым бантом и т.п. Повторяю, все недостающее «доигрывают» главные героини. Но доигрывают так, что эффект их присутствия легко достигается – что же еще нужно?!
 
 
А как же Бог? – спросите вы. Что, письма мальчика так и были, как сказал в своем стихотворении Иосиф Бродский, «почтой в один конец»?
 
Бог, как отвечают нам создатели спектакля, не оставил мальчика и сумел вступить с ним в диалог. Он дал ему силы встретить свой удел мужественно и безропотно. Не отменяя приговора, он, его «дорогой Бог», как называл его Оскар, подарил ему ощущение полноценно и полнокровно прожитой жизни.
 
 
Или это произошло стараниями Розовой дамы?
 
Решайте сами.
Автор: 
Любовь Сухаревская
19.05.2009