Осень жизни и немного нежности
Разработка сайта:ALS-studio
Трогательную историю о поздней любви, яркой и прекрасной, как небо на закате, рассказали артисты Иркутского драмтеатра в спектакле «Немного нежности» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи. Постановка стала последней работой режиссёра Александра Ищенко, чья жизнь внезапно прервалась всего за несколько дней до премьеры. Постановщику Геннадию Шапошникову пришлось завершить работу над спектаклем уже без него. Возможно, именно это трагическое событие привнесло в постановку неуловимую пронзительность. Не то чтобы сыграть такое не под силу тем мастерам сцены, которые собрались в этом спектакле. Просто настоящее осознание хрупкости человеческих чувств и жизней возникает только тогда, когда теряешь близких.
Ещё до начала постановки сценография спектакля, созданная главным художником театра Александром Плинтом, переносит зрителей в другое время года.
На сцене - золотая осень, полная драгоценных красок и пряных ароматов, когда природа, прежде чем застыть под зимней стужей, словно предстаёт во всей своей красе. Эту аналогию невольно переносишь и на героев спектакля - обитателей дома престарелых«3наки зодиака», одиноких или оставленных детьми доживать свой век вдали от близких, в сердцах которых ещё очень много нежности.
Сценические образы, созданные тремя обитательницами корпуса «Скорпион» - Пьеры (артистка Татьяна Кулакова), Нанды (народная артистка России Тамара Олейник) и Мими (заслуженная артистка России Тамара Панасюк), которые мы видим на сцене ещё до любовной завязки, заставляет задуматься о том, что, слабея телом, люди не стареют душой. Напротив, утратив былую красоту, силу и здоровье, острее нуждаемся в любви. Поэтому между соседками кипят нешуточные страсти, замешанные то на преданной женской дружбе, то на яростной ревности. А появившийся в доме престарелых новый постоялец Ненил (артист Валерий Жуков) доказывает, что на склоне лет возможна и любовь. Именно ему – художнику-любителю – принадлежит фраза о красивом закате, когда свет особенно интенсивен, а воздух прозрачен. Всё это вновь наталкивает на аналогию с человеческой жизнью, которая также вспыхивает яркими красками на исходе. И не случайно его возлюбленная Мими признаётся, что она влюблена так сильно, как будто это её первая любовь, ведь когда остаётся не так много времени, не хочется тратить его на пустые сомнения, извлеченные из жизненного опыта. И как в первый раз – остаются только чувства.
Кажется, что может помешать двум влюблённым скрасить последние дни? Оказывается, собственные дети, которые не только не чувствуют вины за то, что упекли родителей в дом престарелых, но и считают переживаемую ими позднюю любовь «галопирующим маразмом». Актриса Евгения Гайдукова, исполнившая дочь Мими – Диану, создаёт образ холодной расчётливой особы, которая давно не питает к матери нежных чувств, что выражается даже на невербальном уровне, когда она не хочет прикасаться к ней, как будто боится заразиться старостью. Она не только больнее ранит Мими, передав ей письмо от внучки, в котором она, с подачи матери, жестоко высмеивает свою бабушку, но и шантажирует мать, что если родители не остановятся, то сын Ненила отправит его в богадельню. А в основе этой мнимой заботы, оказывается, лежит корыстный интерес, ведь на обоих родителей до сих пор зарегистрирована недвижимость.
Желая спасти любимого, Мими, в образ которой Тамара Панасюк кажется вложила всю свойственную ей женскую уязвимость и нежность, отказывается от него. Но Ненил не может поверить во внезапную перемену, и когда их приятель – бывший танцор Бату (артист Анатолий Лацвиев) раскрывает ему всю правду, решается на отчаянный поступок. Он лихо взбирается к любимой на балкон второго этажа, доказывая, что настоящий мужчина способен на подвиги даже когда ему немного за 70. Вместе они решаются на побег, и это им удаётся – таков финал спектакля. Что ждёт их за стеной не так уж важно, главное, что любовь в любом возрасте даёт надежду на счастье, пусть на краткие мгновения, пока длится закат.
Фото: Анатолий Бызов