Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Осень жизни и немного нежности

Версия для печатиВерсия для печати

Трогательную историю о поздней любви, яркой и прекрасной, как небо на закате, рассказали артисты Иркутского драмтеатра в спектакле «Немного нежности» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи. Постановка стала последней рабо­той режиссёра Александра Ищенко, чья жизнь внезапно прервалась всего за несколько дней до премьеры. Постановщику Геннадию Шапошникову пришлось за­вершить работу над спектаклем уже без него. Возможно, именно это трагическое со­бытие привнесло в постановку неуловимую пронзительность. Не то чтобы сыграть такое не под силу тем мастерам сцены, которые собрались в этом спектакле. Просто настоящее осознание хрупкости человеческих чувств и жизней возникает только то­гда, когда теряешь близких.
 

Ещё до начала постановки сце­нография спектакля, созданная главным художником театра Александром Плинтом, переносит зрителей в другое время года.
 

На сцене - золотая осень, полная драгоценных красок и пряных ароматов, когда природа, преж­де чем застыть под зимней сту­жей, словно предстаёт во всей своей красе. Эту аналогию не­вольно переносишь и на героев спектакля - обитателей дома престарелых«3наки зодиака», одино­ких или оставленных детьми доживать свой век вдали от близ­ких, в сердцах которых ещё очень много нежности.
 

Сценические образы, создан­ные тремя обитательницами корпуса «Скорпион» - Пьеры (артистка Татьяна Кулакова), Нанды (народная артистка Рос­сии Тамара Олейник) и Мими (заслуженная артистка России Тамара Панасюк), которые мы видим на сцене ещё до любов­ной завязки, заставляет заду­маться о том, что, слабея телом, люди не стареют душой. Напротив, утратив былую красо­ту, силу и здоровье, острее ну­ждаемся в любви. Поэтому между соседками кипят нешу­точные страсти, замешанные то на преданной женской дружбе, то на яростной ревности. А по­явившийся в доме престарелых новый постоялец Ненил (артист Валерий Жуков) доказывает, что на склоне лет возможна и любовь. Именно ему – художнику-любителю – принадлежит фраза о красивом закате, когда свет особенно интенсивен, а воздух прозрачен. Всё это вновь наталкивает на аналогию с человеческой жизнью, которая также вспыхивает яркими красками на исходе. И не слу­чайно его возлюбленная Мими признаётся, что она влюблена так сильно, как будто это её пер­вая любовь, ведь когда остаёт­ся не так много времени, не хочется тратить его на пустые сомнения, извлеченные из жизненного опыта. И как в первый раз – остаются только чувства.
 

Кажется, что может помешать двум влюблённым скрасить по­следние дни? Оказывается, соб­ственные дети, которые не только не чувствуют вины за то, что упекли родителей в дом пре­старелых, но и считают пережи­ваемую ими позднюю любовь «галопирующим маразмом». Актриса Евгения Гайдукова, ис­полнившая дочь Мими – Диану, создаёт образ холодной рас­чётливой особы, которая давно не питает к матери нежных чувств, что выражается даже на невербальном уровне, когда она не хочет прикасаться к ней, как будто боится заразиться старостью. Она не только боль­нее ранит Мими, передав ей письмо от внучки, в котором она, с подачи матери, жестоко высмеивает свою бабушку, но и шантажирует мать, что если ро­дители не остановятся, то сын Ненила отправит его в бога­дельню. А в основе этой мни­мой заботы, оказывается, лежит корыстный интерес, ведь на обоих родителей до сих пор зарегистрирована недвижи­мость.
 

Желая спасти любимого, Ми­ми, в образ которой Тамара Па­насюк кажется вложила всю свойственную ей женскую уяз­вимость и нежность, отказыва­ется от него. Но Ненил не может поверить во внезапную перемену, и когда их приятель – бывший танцор Бату (артист Анатолий Лацвиев) раскрывает ему всю правду, решается на отчаянный поступок. Он лихо взбирается к любимой на бал­кон второго этажа, доказывая, что настоящий мужчина спосо­бен на подвиги даже когда ему немного за 70. Вместе они ре­шаются на побег, и это им удаётся – таков финал спекта­кля. Что ждёт их за стеной не так уж важно, главное, что лю­бовь в любом возрасте даёт на­дежду на счастье, пусть на краткие мгновения, пока длит­ся закат.
 

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Елена Орлова
09.01.2015