Будь в курсе
событий театра

Ольга Вампилова: даже друзьям тяжело принять талантливого человека

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Почетным гостем VII всероссийского фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова стала Ольга Вампилова. В среду она согласилась встретиться с журналистами. Категоричная, открытая, порой резкая, вдова драматурга не любит шумихи вокруг имени супруга и избегает внимания к своей персоне. Однако считает, что в Иркутске соблюдают меру, отдавая должное таланту Александра Вампилова.
 

– Ольга Михайловна, что для вас фестиваль такого рода?
 

– Оригинальный вопрос. Я думаю, что фестиваль делается не для журналистов, а прежде всего для зрителей. Насколько я знаю и помню по своей молодости, Иркутск всегда был чрезвычайно интеллигентным и театральным городом. Думаю, что с годами это не утерялось, а наоборот, развилось. Вообще фестивали, на мой взгляд, делаются для людей, чтобы они могли узнать, чем сегодня дышит театр в России.
 

– Вы отслеживаете спектакли, которые идут в России и за рубежом по пьесам Александра Вампилова?
 

– Отследить все невозможно, и потом, для этого существует управление РАО. Тем более что пьесы Вампилова, как и многих других авторов, идут «волнами» – сначала затишье, потом всплеск интереса. Сейчас один из таких периодов ажиотажа. Из того, что я видела, мне понравился спектакль «Табакерки» по пьесе «Старший сын», жаль, что этот театр не приехал в Иркутск. Любопытную постановку привез на фестиваль Владимир Андреев по неоконченным рассказам и записным книжкам «Исповедь начинающего».
 

– Что вам будет интересно посмотреть на этом фестивале?
 

– С большим удовольствием смотрю «Братья и сестры», планирую сходить на спектакль театра из Кракова, буду по мере возможности посещать и круглые столы. Хочется и с друзьями встретиться, и какое-то время для себя найти.
 

– На ваш взгляд, попадание в сегодняшний день у Вампилова остается стопроцентным?
 

– Прежде всего автор пишет пьесу для того, чтобы ее смотрели, а он получил известность. Вторая немаловажная составляющая – гонорар. Это очень важно, кто бы вам ни вкручивал мозги, что это не так. Пусть это приземленно звучит, но на этом всегда стояла любая литература.
 

– В таком случае, есть много модных авторов и драматургов. Как вы, например, относитесь к движению «Новая драма»?
 

– Даже не хочу об этом говорить – плохо отношусь.
 

– Но это люди, которые зарабатывают деньги…
 

– Каждый волен зарабатывать так, как он хочет, у каждого свои способы достижения известности. В наше время получить известность, кажется, очень просто. Раньше никто никого не знал, никто не знал Вампилова, Распутина. Они не надеялись, что кто-то придет и поможет, они сами пробивали себе дорогу.
 

– Но все-таки они стали известными не только благодаря амбициям, но и из-за внутреннего багажа?
 

– А это и есть амбиции. В основном, когда человеку есть что сказать, он и пытается донести свое восприятие до людей. Пример Вампилова этому полное подтверждение. Он умер перед тем, как стал знаменитым, в этом его трагедия. К счастью, это не правило, а исключение.
 

– Ольга Михайловна, как вы любите проводить свободное время?
 

– Так как я теперь пенсионерка, у меня все время свободное. В основном я трачу его на чтение книг. Лучше, я считаю, ничего нет.
 

– Что вы любите читать?
 

– Я читаю мемуарную литературу. Хочу всем посоветовать исследование о Чехове английского автора, забыла его фамилию. Никто еще из наших чеховедов так тонко и так точно, с таким знанием дела и с такой любовью не написал о классике. Это удивительно, что англичане пишут о нас такие вещи, которые мы только чувствовать можем.
 

– А есть ли такое же тонкое и точное исследование о Вампилове?
 

– Нет, о Вампилове нет. Вся беда нашего времени или страны в том, что мы не можем принять рядом с собой талантливого человека. И если он появляется и считается твоим другом, ты тоже переносишь это с большой опаской. Поэтому все воспоминания, которые я читала, за редким исключением, это «я и Вампилов», и практически ни у кого нет «Вампилов и я».
 

– Как вы относитесь к тому, что Вампилова называют сибирским Чеховым?
 

– Первыми эту параллель провели немцы. В 1970-е годы в Германии не было ни одного города, в котором бы не ставили Вампилова. Тогда мне привозили вырезки из газет с переводом, и там было написано: «сибирский Чехов». С тех пор это выражение укоренилось. Хотя у немцев любопытный взгляд на вещи. Они точно так же, как студенты консерватории, которые на галерке с клавиром следят по нотам, какой инструмент сфальшивил, следят за пьесой и смотрят, чтобы, не дай Бог, слова не были местами переставлены.
 

– Как часто вы бываете в Иркутске и какие чувства испытываете к нашему городу?
 

– Нечасто, за последние четыре года – третий раз. Далеко очень. В Иркутске прошла моя юность, и этот город был связан для меня с Вампиловым. А когда его не стало, то и Иркутск перестал иметь большое значение. Но с годами все утрясается. К счастью, он не так сильно меняется, как другие города. Здесь еще можно найти дорогие мне места. Здесь остались друзья, многолетние уже, есть родственники. Это меня и привлекает.
 

– А чем занимается ваша дочь Лена, есть ли литературные склонности у внучки Маши?
 

– Маше сейчас 14 лет, она растет вся в компьютере, в Интернете, как и все дети. Лена окончила экономический факультет ГИТИСа и работает в частной фирме.
 

– Следите ли вы за судьбой музея Александра Вампилова в Иркутске?
 

– Не могу не следить, потому что мне постоянно об этом напоминают. Я счастлива, что в Иркутске есть Галина Солуянова, которая взяла на себя всю ответственность за этот проект. Спасибо ей большое.
 

– Есть ли вещи, происходящие вокруг имени Александра Вампилова, которые вам не нравятся?
 

– Все хорошо в меру; когда внимание к человеку чрезмерно, это всегда вызывает опасения. Дай Бог, чтобы в Иркутске этого не произошло, ведь здесь еще сохраняются старые традиции.
 

– Как вы считаете, нужно ли изучать на факультете журналистики статьи Александра Вампилова?
 

– Разве что на семинаре или коллоквиуме. В Иркутске всегда были замечательные журналисты, гораздо лучше, чем Вампилов. Я считаю, что его журналистику отдельно рассматривать нельзя.
 

– Вам не надоело внимание, которое к вам приковано в связи с именем Вампилова?
 

– Я с этим сталкиваюсь только в Иркутске, ну, в Израиле было и в Германии. А вообще я практически не участвую в этом. Не люблю шумихи.

Автор: 
Елена Орлова
11.09.2009