Будь в курсе
событий театра

Ольга Румянцева: «Для меня режиссура – это психология в практике»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Совсем скоро, почти накануне Нового года в Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова состоится премьера спектакля «Старомодная комедия» –  красивая лирическая история об отношениях двух немолодых людей, написанная Алексеем Арбузовым в 1975 году.

Над спектаклем работает Ольга Румянцева, приехавшая в Иркутск из столицы. И вроде как все закономерно – приглашенный режиссер, репетиции, премьера… Но просмотрев репертуар Иркутского академического, я обратила внимание, что среди его режиссеров на сегодняшний день женских имен не так много – всего два: засл.работник культуры России Валентина Дулова («Олеся») и Елена Одинцова («Бабьи сны»). Конечно, в современном мире женщин-режиссеров далеко не единицы, и среди них есть давно признанные мастера, но справедливо ли отметить, что такая профессия для женщины достаточно нестандартный выбор? Кроме того, наверное, под влиянием стереотипов, образ Ольги, которая больше похожа на уточненную француженку, мне с первого раза было сложно соотнести с образом строгого, азартного, широко размахивающего руками режиссера. Хотя, познакомившись с пьесой Арбузова, мне показалось, что такое произведение дано прочувствовать и поставить именно женщине. Так как в театре не принято обсуждать спектакль до премьеры, наш разговор с Ольгой Румянцевой затронул вопросы женской и мужской режиссуры, философии жизни и того, что мешает нам быть счастливыми.

Для справки:
Актерская судьба связывает Ольгу Румянцеву с Иркутском. Она закончила Иркутское театральное училище, первые роли были сыграны в Нижегородском областном драматическом театре (г. Саров). После она возвращается в Иркутск, где служит в Драматическом театре им. Охлопкова и театре-студии «Театр пилигримов». Затем вместе с артистом Игорем Аникиным они создают камерный театр «Дар», где за восемь лет ставят шестнадцать спектаклей (с 1993 по 2003 годы). В 2003 году Ольга покидает Иркутск. В Москве она обучается режиссуре в Театральном институте им. Бориса Щукина (курс проф. Леонида Хейфеца). «Старомодная комедия» – это ее первая большая режиссерская работа.


– Отличается ли подход к режиссуре у мужчины и у женщины?
– Вопрос о мужской и женской режиссуре мне кажется совершенно нормальным, ведь существует мужчина и женщина. Между нами есть разница, поэтому не может не быть разницы и в том, что мы делаем. Для мужчины, на мой взгляд, режиссура – это построение каких-то сложных конструкций, оригинальных решений, а для меня режиссура – это психология в практике. Детали человеческой жизни меня интересуют больше. Может, в этом заключается женский подход.
Мне кажется, что мужчинам более свойственно интересоваться вопросами глобальными – проблемами человеческого общества  в целом. Мне же, как женщине, интересно, что происходит между людьми, как человек реагирует, попадая в разные ситуации. Мне кажется, что для женщин более важно как человек сказал, как посмотрел, какая интонация, какое отношение. Мужчины иногда это пропускают, им больше важна цель, которую они добиваются. Для женщины все-таки больше имеет значение «как», для мужчины – «что».

–  Если я правильно понимаю, больший акцент в «Старомодной комедии» будет сделан на взаимоотношения между персонажами пьесы. Какую мысль Вы бы хотели донести до зрителя? Чем будет поддерживаться «внешняя» сторона  – костюмы, декорации?
– Театр – это визуальное искусство. Оно строится большей частью на том «что я вижу». У нас замечательная сценография Александра Плинта. Мне кажется, он ухватил основную мысль автора и выразил это в сценографии. В пространство Плинта удачно вписались костюмные решения Оксаны Готовской.
В действии мы пытаемся воплотить мысль, что людям иногда очень трудно сказать что-то очень простое. Наверное, вопрос в нашей свободе, не каждый человек может позволить себе быть таким, какой он есть на самом деле. Мы с рождения уже узнаем, как себя вести. Как хорошо, как плохо: нельзя быть слабым – надо быть сильным, нельзя показывать, что тебе плохо, чтобы никто не сделал еще хуже, нельзя сказать человеку, что он тебе нравится, а то вдруг он что-то подумает… Естественно, что без правил нельзя – мы живем в окружении других людей. С другой стороны, все время держатся в жестких рамках и не позволять себе получать удовольствие от элементарных вещей тоже невозможно.
Например, женщина видит мужчину, который ей очень нравится. Ей кажется, что он тот человек, о котором она всю жизнь мечтала, но она знает, что у него в прошлом была непростая любовная история. Как она подойдет и скажет: «Боже мой, ты мой! Я мечтала о тебе!»? Тем более, она уже предполагает, что он ей ответит. Самая настоящая непростая психологическая ситуация! Мы не можем просто так избавиться от того, что накопили за определенное количество лет. Мы не начинаем каждый день с нового листа –  мы продолжаем свою жизнь.

– Сейчас в нашем театре идут репетиции еще одного спектакля – «Орфей и Эвридика» по Аную. В этой пьесе тоже говорится о том, как тяжело отказаться от того, что с тобой уже произошло.  В итоге прошлое настолько поглощает героиню, что случается трагедия…
– Как ни странно, далекие друг от друга авторы часто строят темы своих произведений вокруг одного и того же. Я недавно в вашем же театре смотрела «Последний срок» Распутина. И там старуха Анна говорит, что она ждала чего-то всю жизнь, думала, что жизнь будет где-то там, впереди, а жить-то нужно сейчас.  
Каждый человек хочет быть счастливым, и больше ничего! Конечно, критерии у каждого свои. Мы иногда думаем, что нам нужно для счастья чего-то грандиозного, а ведь можно просто выйти на улицу под снег и уже будет ощущение, что ты находишься на седьмом небе от счастья. Вышел на набережную Ангары – чего еще надо? В такие минуты ты ощущаешь жизнь. Жизнь – это сейчас.

– Раз уж заговорили про Ангару… Каким Вы находите наш город спустя 10 лет?
– Так как я почти не выхожу из театра (смеется), то относительно театра могу сказать, что очень удивилась количеству народа на спектаклях, полным залам. Среди зрителей много молодых людей, которые все воспринимают с большим интересом и готовностью. На «Последнем сроке» вокруг меня сидели девушки и юноши, и они так открыто реагировали на историю простой деревенской женщины, как будто это происходило с ними. Это так здорово!
Мне кажется, иркутский театр в последние годы стал очень сильным. Много хороших спектаклей, настоящих, дающих эмоцию. Многие актеры стали замечательными артистами. Зритель не может этого не чувствовать. У театра сейчас появился свой постоянный зритель, который ходит на разные спектакли. Это слышно по репликам в антракте: «Это тот артист, который играл в таком-то спектакле...», «А помнишь в том-то спектакле…». Они знают своих актеров по именам, они знают их роли. Это большое достижение.
В Москве немного иная публика – там залы заполняются за счет приезжих. Кроме того, почти в любом столичном театре есть медийные лица, которые играют в сериалах, в кино, ведут телевизионные программы. Это какой-то психологический феномен – сходить «на известного» артиста, не зная, какой спектакль (улыбается). С другой стороны, там есть театральная публика – артисты, режиссеры и пр., которые ходят в театр, как на работу.

– Чем удивите зрителя на премьере?
– Мой педагог говорит, что человека можно удивить только тем, что ему понятно. Каждый человек хочет счастья, хочет быть любимым, хочет сам любить. И как ни странно, больше человеку ничего не надо! Денег – можно заработать.  Признание – получить. Славы – добиться.  А чтобы найти человека, которому ты нужен, с которым ты бы захотел остаться, просто быть рядом, это трудно.
Я сейчас не думаю о том, чтобы кого-то чем-то удивить. Я хочу, чтобы мы были точными в своих поисках, чтобы они не завели нас в дебри и пустые умствования.  Сказать что-то простое и доступное каждому. Удивление может быть только в нашей искренности.
Арбузов говорит: «Что может быть интереснее, чем наблюдать, как человек борется сам с собой?» В пьесе конфликт строится не столько вокруг противоположности героев, мы все противоположны друг другу, а сколько в том, что каждому из них мешает. Как каждый из них борется сам с собой, как выкарабкивается из своего одиночества. Это история о том, как герои счищают иллюзии со своих прошлых взглядов, эмоций, мыслей.  

– Насколько Ваш спектакль будет близок молодому поколению?
– Мы уже сегодня говорили о спектакле «Последний срок»: умирающая старая женщина, ее размышления, ее страхи, ее попытки всех примирить, и как это близко к сердцу принимали молодые люди. В «Старомодной комедии» молодому зрителю может быть интересно, как два человека постепенно открывают друг друга. Каждый человек уникален и интересен, только надо уметь увидеть это. Возможно, это поможет понять им своих родителей, а после этого взглянуть на них другими глазами.

– Ваши новогодние «предпремьерные» пожелания?
– Хотелось бы всем людям пожелать не пропускать тех вещей, которые дают радость, которые могут наполнить жизнь хорошими ощущениями  мыслями, уметь чувствовать друг друга и беречь.
 

Фото Анатолия Бызова с репетиции спектакля
 

Автор: 
Беседовала Дарья Андреева
25.12.2012