Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Олег Пермяков: искусство не должно быть политически злободневным

Версия для печатиВерсия для печати

Провожать осень и встречать зиму в Иркутском академическом драматическом театре имени Н. П. Охлопкова собираются премьерным спектаклем. Зрителям представят комедию «Лекарь поневоле» по пьесе французского комедиографа Жана-Батиста Мольера. Специально для интернет-журнала «Глагол. Иркутское обозрение» режиссер спектакля – Олег Пермяков – рассказал о Тайне Театра, мольеровском смехе и главной проблеме ХХI века.
 

Иркутский зритель знает Олега Пермякова – заслуженного деятеля искусств России, доцента кафедры АГИК – по постановкам «Поминальная молитва» Григория Горина, «С любимыми не расставайтесь» Алексея Володина, «Соло для часов с боем» Освальда Заградника, «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони, «Елизавета Бам» Даниила Хармса, «Закат» Исаака Бабеля. В этот раз он приехал из Барнаула для работы над спектаклем «Лекарь поневоле» по комедии Жана-Батиста Мольера.
 

- Чем обусловлен выбор пьесы для постановки?

- «Лекарь поневоле» с момента ее появления на свет – с 1666 года – не теряет своей актуальности. Сегодня, как и тогда, в мире – переизбыток лжи, обмана, самонадеянности, глупости и чуши. Всего того, что подвергается осмеянию у Мольера. Пьеса привлекает меня и сюжетным ходом, и легкостью, и настоящим юмором, не затрагивающим темы материально-телесного низа, чем грешат множество спектаклей, фильмов и шоу в ХХI веке. К тому же в 2020 году исполнится 400 лет со дня рождения драматурга, и это ли не повод обратиться к его литературному наследию?
 

За четыре века его пьесы так же популярны, понятны, просты и сложны одновременно. Мольер предлагает невероятно сложные и смешные обстоятельства в своих комедиях. Возьмем, например, «Тартюфа» – это жестокая пьеса, которая высмеивает такую безнравственную черту человека, как спекуляция на уровне Господа Бога. А если говорить о пьесе «Мизантроп», то там высмеивается нежелание уважать интересы другого и мириться с теми, кто находится рядом.
 

- Что хотите отразить в спектакле?

- Историю человека, который волею случая оказался не на своем месте. Этот человек – Сганарель – очень сообразительный. Он этакий французский Петрушка – персонаж комических пьес, способный выпутаться из любой истории, в какую бы ни попал. Сганареля принимают за Великого лекаря, оказывают почести, им восхищаются, у него просят помощи. И с этого момента в нем начинают борьбу два человека. Один желает быть прохвостом и получить для себя выгоду, другой – совершить доброе дело, дать возлюбленным Люсинде и Леандру соединиться. В итоге Сганарель выбирает второе, он помогает этой любви. Значит, в нем есть человечность, сочувствие, душевная теплота, от которой захватывает дух.
 

«Поневоле» – вот это и есть загадка. Всегда найдутся разные Сганарели с отрицательными помыслами. Такие не переживают ни о чем, для них цель – собственная выгода – всегда оправдывает средства. А есть те, кто руководствуется долгом, нравственностью, моралью. Поэтому всегда будет борьба света и тьмы, жизни по совести и жизни ради наживы. Как и между людьми, так и в душе человека. «Лекарь поневоле» представляет историю о человеческой глупости и обмане. Над ними можно издеваться, глумиться, а можно принять тот факт, что и обман может быть во благо. И зачастую разобраться, где за обманом сокрыта корысть, а где – искреннее желание помочь – очень трудно.
 

- Каким должен получиться спектакль по своей тональности?

- Безусловно, мажорным. Спектакль по пьесе Мольера в любом случае не должен погружать человека в уныние, угнетать и в очередной раз напоминать о трудностях жизни. Он должен быть легким. А вот секунды прозрения, размышления о правде, лжи, истине, подхалимстве, предательстве должны быть очень яркими и резкими. Но в любом случае спектакль должен быть смешным. Если мы имеем дело с комедией, то в зале важен смех. Когда его нет, значит, режиссер не угадал ни с актуальностью пьесы, ни с приемами игры.
 

- «Лекарь поневоле» будет классической постановкой? Или современной?

- Театр ХХI века довольно условен, и уже сложился стереотип, что работа над классической постановкой предполагает максимальную приближенность к эпохе, о которой он рассказывает. Постараемся придерживаться золотой середины и взять что-то и от классики, и от современности, чтобы изображать героев по-мольеровски нелепо, глупо и наивно. Не будет четкого следования классицизму, как не будет и джинсов. Над костюмами работает Оксана Готовская. Она создает современные наряды с элементами других эпох, оксюморонность которых призвана увеличить комизм и настроить зрителей на особую тональность.
 

Не стоит забывать, что изначально и театр Мольера, и театр Шекспира работал без декораций. У нас будет пустая сцена со звездным небом, чтобы подчеркнуть единство человека перед вселенной, не важно, где и когда он живет, ведь существуют общенациональные и вневременные темы и проблемы. Над созданием сценического пространства работает художник-постановщик – заслуженный деятель искусств Александр Плинт.
 

- К чему приготовиться зрителю?

- К тому, что будет смешно. Мы создадим тот коктейль, который будет понятен и знаком каждому. Главное, чтобы люди смеялись над комичными ситуациями и над историей в целом. Искусство не должно быть политически злободневным. Это не наша задача. Театр на все времена не обличает, не высмеивает, а показывает, забавляет зрителя теми человеческими нескладностями, которые были, есть и будут.
 

- Сколько по времени займет работа над спектаклем?

- Два месяца. У актеров есть в их арсенале так называемый «момент накопления». За это время каждый должен собрать воедино всю информацию, которая позволит раскрыться в роли – и о персонаже, и о сюжетной структуре, и об особенностях комизма, и об эпохе. И при этом, чтобы спектакль по пьесе Мольера остался спектаклем по пьесе Мольера, нужно сохранить первозданность и легкую импровизационность. А импровизация в театре – это самое сложное. Здесь, сейчас, искренне, правдиво, органично. Так, чтобы зритель воскликнул: «Боже! Как это правдиво! Как легко и запросто!». Вот это «запросто» и есть Тайна Театра, ее мы и постараемся представить.
 

Премьера спектакля «Лекарь поневоле» состоится 29 ноября 2019 года. Узнать о наличии билетов можно в кассах Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова и на сайте.

Фото: 
Анна Исламова
Автор: 
Светлана Шевченко
17.10.2019