Будь в курсе
событий театра

Охлопковский салют Победе («Байкальские вести»)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Всенародный праздник Победы над фашизмом – праздник священный. Подготовка спектакля-концерта к этому событию для коллектива Иркутского академического драматического театра – не просто дань высокой традиции, а духовная потребность. «Война народная, священная война» – незабываемый этап в судьбе России – отразилась и в судьбах, семьях артистов и декораторов, бутафоров и костюмеров, осветителей и звукарей, костюмеров и билетеров, руководителей и специалистов многочисленных служб и цехов, где творят театральное волшебство, чтобы говорить со зрителем о самом дорогом и насущном.
 

Соборный мемориал охлопковцев велик и славен. Андрей Иванович Стрельцов, отец директора театра Анатолия Стрельцова, воевал в составе Азовской военной флотилии, освобождал Ростов-на-Дону, участвовал в операциях на Малой земле, был ранен. Заместитель директора Ирина Змеенкова с восхищением вспоминает бабушку Наталью Васильевну, на подворье которой в оккупированном Кривом Роге стояли немцы. Женщине приходилось прислуживать врагам, сберегая троих малолетних детей. Рискуя собою и малышами, отважная мать спасла от расправы двух незнакомых девчонок с антифашистскими прокламациями. На мужа, Петра Парфеновича Третьякова, Наталья Васильевна получила извещение как о без вести пропавшем – почитай, ту же похоронку. Но в сорок седьмом дед вернулся из плена, хотя0 прожил затем совсем недолго.
 

Отец актера Якова Воронова Михаил Романович Воронов, артиллерист, боевое крещение получил в составе Первого Белорусского фронта во время знаменитой операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. Позднее форсировал Южный Буг и Вислу, освобождал Варшаву. Неоднократно раненный, оставался в строю, награжден орденом Славы, дошел до Берлина. На стенах Рейхстага осталась его надпись: «Миша Воронов из Черемхово».
 

Мама актрисы Елены Мазуренко Евдокия Алексеевна Гаранина номинально «не значится в списках» ветеранов войны: все документы полевого госпиталя, в котором она служила медсестрой, сгорели. Порой женщина узнавала своих прежних раненых в телепередачах с фронтовиками, радовалась. Восстановить свой воинский статус не пыталась, счастье, говорила она, что так много людей спасли.
 

Три деда, родной и двоюродные, бутафора Светланы Нечаевой заплатили кровавую дань в схватке с врагом. Павел Петрович Долгушин погиб в сорок втором под Волгоградом, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Никифор Петрович расстрелян немцами как партизан. Вернулся из горнила только Ефим Петрович. Воевали и родители Светланы Борисовны, мама Любовь Павловна Долгушина – медсестрой в санитарном поезде, потом в госпитале. Здесь и повстречалась с будущим отцом четверых своих детей – Борисом Пахомовичем Нечаевым. Его служивый путь оказался длиною в восемь лет: армия, Финская война, Великая Отечественная, широкомасштабная «Ликвидация» в послевоенной Одессе. Прадед художника по костюмам Оксаны Готовской Матвей Кудреватых тоже прошел дорогами трех войн – Финской, германской и Японской. Его сын, дед Оксаны, Иннокентий Матвеевич, воевал танкистом. В Японии довелось им встретиться на несколько коротких минут. Чтобы свидеться с сыном, Матвей бежал всю ночь десятки километров от части. Обнялись и плакали.
 

Такими историями полны архивы памяти многих охлопковцев. Главный режиссер театра Станислав Мальцев – автор сценария и постановки «От героев былых времен», которую артисты дарят землякам в нынешнем году, – тоже не исключение. Два его деда геройски сражались за Родину. Сын режиссера назван в честь Михаила Павловича Пузракова, потерявшего на войне часть ноги, рано ушедшего из жизни. Василий Сергеевич Кашлев, орденоносец, горел в танке на Курской дуге. Оба награждены орденами и медалями.
 

– Нынче мы решили сосредоточиться в нашей ретроспективно-музыкальной истории на переломном моменте войны. Сорок третий год, – рассказывает Станистав Мальцев, – год, определивший исход мировой схватки с фашизмом. Мы отмечаем 80-летие основных знаковых событий этого года. В январе были возвращены погоны на армейскую форму. Свершился прорыв блокады Ленинграда. В начале февраля – завершение Сталинградской битвы, которая длилась – подумать немыслимо! – полгода. Орловско-Курская дуга летом 1943-го. Недавно я был в Белгороде, поклонился Прохоровскому полю, где состоялось лобовое сражение двух огромных танковых армий, когда, не поэтически, а в самом деле, горели небо и земля. Видел в музее расплавленные танковые моторы. Это быль... беспримерная. По боли, страданию, подвигу. По невыразимой гордости за тех, кто сумел там выстоять и победить. В нашем концерте сразу несколько премьер. В том числе новая песня «Орловско-Курская дуга» в исполнении Евгения Солонинкина. А Сталинграду мы посвящаем песню «Горячий снег» Пахмутовой по мотивам романа Юрия Бондарева. Наш любимый артист поколения, еще живыми заставшего большинство ветеранов, Николай Васильевич Дубаков исполняет «Сталинградское танго» и «Волховскую застольную» – «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина...». Конечно, в действие включена традиционная Минута молчания. Чередование старых, давно полюбившихся военных хитов с новыми сочинениями – это символично и драгоценно. В этом мы видим связь поколений, верность россиян своему прошлому.
 

– Конечно, наши выступления сопровождают эмоциональные видеоиллюстрации, – продолжает Станислав Валерьевич. – Документальная хроника и старые фотографии. Совсем немного кадров из уже ставших классикой фильмов о войне, которые сегодня воспринимаются почти как хроникальные, особенно в черно-белом варианте. Мы позволили себе маленькие экскурсы, лаконичные, совсем короткие, в содержание вспоминаемых событий. Ведь если людям постарше не надо объяснять, о чем идет речь, то для многих юнцов тут есть возможность открытий. Мы стараемся приблизиться к тому, что пережили участники и творцы нашей истории, погрузиться в ту бессмертную эпоху, насколько можем. И здесь, безусловно, важна эмоциональная наполненность нашего представления. Несмотря на всю глубину и боль страданий, через которые прошли наши деды и прадеды, главным всегда оставалась неистребимая человеческая природа, надежда, вера в победу, любящая душа человека. Ведь не случайно именно в те годы были рождены самые пронзительные, задушевные лирические песни, песни о любви, расставании, ожидании счастливой встречи. «Жди меня», «Темная ночь», «Случайный вальс»… Такие песни – доминанта нашего «победного» музыкального привала.
 

Музыкальные вечера в честь Великой Победы, как всегда в Иркутском академическом, проходят при полных залах. Людям нужны такие моменты душевной сопричастности к подвигу народа, ко всеобщей памяти и всеобщим святыням. И так будет всегда.
 

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Марина Рыбак
16.05.2023