Будь в курсе
событий театра

Охлопковцы вернулись из Москвы со «Смотрин»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Коллектив Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова на прошлой неделе вернулся из Москвы, где участвовал в Театральном фестивале по произведениям Юрия Полякова «Смотрины». Столичному зрителю охлопковцы представили спектакль «Халам-Бунду, или Заложники любви». Специально для интернет-журнала «Глагол. Иркутское обозрение» режиссер постановки – заслуженный артист России Геннадий Гущин – рассказал, как прошли театральные смотрины.
 

С 1 по 13 ноября Москва превратилась в столицу не только России, но и театра. На фестивале, проводившемся национальной ассоциацией драматургов при поддержке министерства культуры РФ, спектакли по произведениям современного российского писателя, поэта, драматурга Юрия Полякова представили Московский Художественный академический театр им. М. Горького, Московский академический театр сатиры, Рыбинский драматический театр, Пензенский областной драматический театр им. А. В. Луначарского, Самарский художественный театр, Театр Всеволода Шиловского, Театральная компания «Сюжет», Центральный академический театр Российской армии. Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова стал единственным театром, приехавшим из Зауралья.
 

4 ноября на сцене Московского театрального центра «Вишневый сад» иркутский драмтеатр представил спектакль «Халам-Бунду, или Заложники любви». Сюжет комедийной истории погрузил зрителей в атмосферу «лихих 90-х», трудное постперестроечное время: в квартире профессора сравнительной мифологии появился «новый русский», он прятался от киллеров, взял в заложники семью деятеля науки с соседями. Основной конфликт разворачивался в замкнутом пространстве, когда людям разного достатка, уровня образования, менталитета пришлось выстраивать коммуникацию и сквозь смех и слезы учиться понимать друг друга. Постановка идет в репертуаре охлопковцев с 2014 года, но, как отметил Геннадий Гущин, драматург Юрий Поляков увидел спектакль в июне 2019 года, когда участвовал в литературных вечерах «Этим летом в Иркутске».
 

Поляков после просмотра вышел на сцену драмтеатра и выразил сожаление, что не видел его раньше, так как спектакль невероятно впечатлил. По словам современного драматурга, среди всех постановок «Халам-Бунду», а их около двадцати, именно охлопковцам как нельзя лучше удалось передать синтез трагизма и комизма и отразить тот эмоциональный посыл, который был воплощен в произведении. После спектакля не оставалось сомнений, какой же из театров России представит спектакль «Халам-Бунду, или Заложники любви» на Театральном фестивале «Смотрины» в Москве.
 

- Фестиваль хорош тем, что дает возможность театрам смотреть на постановки своих коллег, выходить из зоны комфорта. Это в какой-то мере действует отрезвляюще и позволяет не переоценивать и не недооценивать собственные силы. И на «Смотринах» открыл для себя много полезного. Сказать, что мы живем в глубокой провинции и из-за этого в чем-то ущемлены, не могу. Наоборот, актеры не из центральных городов всегда сохраняют что-то, что невозможно выразить словами. Это некая душевная составляющая, которая на подсознательном уровне позволяет прочувствовать спектакль и проникнуться честностью, искренностью, чистотой, идущей из глубины сердца. И никогда не стоит забывать об этом, - отметил Геннадий Гущин.
 

Режиссер рассказал, что в Москве тепло и с воодушевлением приняли спектакль. В зале присутствовало множество бывших иркутян, поэтому и выступление проходило в домашней, родной атмосфере. Не было такого, что зритель некоторое время присматривался к актерам, настороженно относился к «чужакам», как это обычно бывает. В то же время интересным показалось также наблюдать за реакцией на те или иные моменты в постановке – в Иркутске смеялись над одними репликами и ситуациями, а в столице – совершенно над другими. Видимо, сказывалось географическое положение, восприятие и некоторые особенности менталитета.
 

- Современная драматургия всегда находится у меня в поле зрения, и пьесы Юрия Полякова – не исключение. Пять лет назад все сложилось для постановки спектакля по пьесе драматурга: и доктор филологических наук, профессор ИГУ Сергей Смирнов подарил мне сборник произведений Полякова и посоветовал обратить внимание на художественный материал для работы в театре, и директор драмтеатра Анатолий Стрельцов предложил включить в репертуар спектакль по пьесе этого автора, - поделился Геннадий Гущин.
 

Режиссер подчеркнул, что будет только рад, если в будущем поставит что-нибудь из произведений Полякова на иркутской сцене. То, что у драмтеатра им. Н. П. Охлопкова в копилке оказалась постановка, подходящая для фестиваля, замечательно. Однако также Геннадий Гущин признался, что тенденция, которая наблюдается в современном театральном мире - приступать к работе над постановкой только ради определенного события, памятной даты, праздника – ему не нравится.
 

- Если режиссер не обливается слезами над смыслом произведения, не чувствует ее сердцем, ставить постановку только ради галочки или же участие в фестивале – бессмысленно. Получается, что он предает что-то сокровенное в искусстве, - отметил Геннадий Гущин.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Светлана Шевченко
22.11.2019