Очень грустная история братьев Ч
Разработка сайта:ALS-studio
Премьера спектакля «Братья Ч.», созданного по одноименной пьесе Елены Греминой, состоялась 29 января на камерной сцене Иркутского областного драматического театра им. Н.П. Охлопкова. В основе сюжета — один день из жизни семьи писателя и драматурга, классика русской литературы Антона Павловича Чехова. Спектакль поставлен главным режиссером театра Станиславом Мальцевым.
Классики тоже люди
Школьная программа по литературе очень поверхностно затрагивает биографии классиков. Ее авторы словно руководствуются простой логикой — образы поэтов и писателей должны войти в юное сознание как идеальные примеры для подражания.
Страницы жизни, где корифеи русской словесности страдали из-за неразделенной любви, пили горькую, предавали друзей и любимых, просаживали деньги в казино, учителя литературы, как правило, пролистывают, не читая ученикам…
Писатель и драматург с мировым именем Антон Павлович Чехов не исключение, хотя, как раз его жизнь при вдумчивом прочтении являет собой пример истинного стремления возлюбить ближних.
Оживить канонический образ Антона Чехова, созданный усилиями политизированных просветителей советского периода, во многом удалось в начале нулевых благодаря почти 800-страничному труду английского литературоведа Дональда Рейнфилда. Его книга «Жизнь Антона Чехова», созданная на основе документальных фактов, стала в России бестселлером, вызвав культурный шок, много споров и критики. Вряд ли факты чеховской биографии, ставшие основой книги британского профессора, были откровением для автора пьесы «Братья Ч» Елены Греминой.
Дочь кинодраматурга Анатолия Гребнева, сестра сценариста и кинорежиссера Александра Миндадзе, выпускница Литературного института, известный драматург, стоявший у истоков создания документального театра в России, основатель и директор Театра.doc Елена Гремина явно обладала значительно более глубинными познаниями биографии Чехова, нежели среднестатистический житель нашей страны. В 2014 году по ее пьесе был снят фильм. Он тоже называется «Братья Ч», режиссер этой работы Михаил Угаров, муж Елены Греминой. Но хотя киноверсия пьесы и спектакль иркутского режиссера Станислава Мальцева, созданный при участии приглашенного из Москвы художника-постановщика Александры Душевской, носят одно и то же название, это два абсолютно непохожих художественных проекта.
Неизвестный Чехов
Город Таганрог известен россиянам как родина Сергея Юрьевича Белякова, который любит разговаривать с телевизором. Кстати, в одном из сюжетов «Нашей Раши» персонаж Светлакова с удивлением узнает, что писатель Чехов тоже родился в Таганроге, а не в Москве и не в Санкт-Петербурге.
Трудно поверить, но род Чеховых поднялся из крепостных крестьян до столичной интеллигенции всего за два поколения. И почти невозможно представить, каких усилий стоило это отцу семейства Павлу Егоровичу, поставившему целью любой ценой дать детям образование, и Антону Павловичу, возложившему на себя бремя забот о родителях, четырех братьях и сестре.
Один летний день из жизни семьи 26-летнего писателя, описанный драматургом Еленой Греминой, приоткрывает перед зрителем всю сложность взаимоотношений Чеховых. В нем переплелись любовь и ненависть, правда и ложь, страсть и холодный цинизм, мечтательность и грубый реализм, хитрость и простодушие. Создатели фильма стремились подчеркнуть, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда» и какой волшебной силой обладает искусство, способное повернуть время вспять.
Пьеса начинается словами Антона Чехова: «…Я писатель. И я могу все вернуть одним росчерком пера, одним взмахом карандаша. Вернуть этот летний день». Действие начинается, и в диалогах героев мы то и дело слышим фразы из еще ненаписанных чеховских пьес, улавливаем сюжеты будущих рассказов. Вот старший брат Александр, который, по собственному признанию Антона Павловича, обладал значительно большим, нежели он сам, дарованием, но так и не смог воплотить его в силу слабости характера, истерично восклицает: «Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский!» И перед глазами встает драматический образ «дяди Вани».
Признание молодого Антона в любви к своей несостоявшейся невесте Евдокии Эфрос — готовый сюжет рассказа «Шуточка». Где героиня так до конца и не понимает, были слова: «Я люблю вас!» реальностью или ее собственной ветреной выдумкой. Купец второй гильдии Павел Егорович Чехов, подобно герою рассказа «Крыжовник», по ходу действия, протягивая ладонь, предлагает отведать ягод. «Крыжовник поспел мелкий, но сладкий», — говорит он. И так по ходу развития сюжета возникает множество нюансов, отсылающих нас к творчеству Антона Чехова.
Все люди — братья Ч
В контексте постановки иркутской драмы обобщения выглядят значительно более масштабными. Сама камерная обстановка, где минимум декораций, дает возможность абстрагироваться. В итоге возникает ощущение, что на сцене никакие не братья Чеховы, а твои собственные братья, семья близких родственников или соседей. Чтобы выжить в мире, где главное мерило ценности — деньги, они готовы обманывать в своем магазинчике покупателей, жениться по расчету, без зазрения совести эксплуатировать чужой талант, брать в долг без надежды вернуть его. Это могут быть братья Ивановы, Петровы или Сидоровы, и в их семье обязательно будет кто-то неизлечимо болен (Николай Чехов, как и Антон Павлович, умер от чахотки), кто-то, страдая от тяжелых запоев, сопьется (брат Александр), кто-то, как брат Антон, будет всех содержать и выслушивать в свой адрес бесконечные обвинения в жестокосердии. Обязательно будут запутанные отношения с женщинами, женитьбы, разводы, брошенные дети. И все при этом будут мучить и любить друг друга. А зрителю всех будет нестерпимо жалко.
В спектакле есть сцена, где Павел Егорович (заслуженный артист России Владимир Орехов) высказывает свою готовность благословить брак сына Антона и Евдокии Эфрос. Он надеется получить за невестой большое приданое. «Я готов хоть сейчас благословить. Я всегда с собой вожу иконы, у меня Успение Богородицы из Таганрога всегда с собой, тут во флигеле», — говорит он. Павла Егоровича тут же поднимают на смех, вспоминая, как этой иконой в Таганроге освящали бочку с подсолнечным маслом, где утонула крыса. Купцу жаль было терять товар и терпеть убытки, поэтому он, вынув крысу, пригласил для обряда попа. «Можно было просто вылить масло… А так весь город узнал», — объяснили Дуне. Братья смеялись. И зрители в зале тоже смеялись над тем, как Павел Егорович искренне недоумевает, что он сделал неправильно: «По десять рублей бочка! Моя жизнь и так сплошной один убыток». Только Дуне (Анастасия Шинкаренко) не смешно. Девушку эта сцена глубоко расстроила: «Очень грустная история», — говорит она.
Дуня — человек из другого мира. Она наследница большого состояния, выросшая в интеллигентной еврейской семье. Болезненный Николай (Александр Братенков) пугает ее, нервный опустившийся Александр (Алексей Лобанов) вызывает отвращение, друг семьи Наталья Гольден (Надежда Савина, Анастасия Пушилина), которая любит Антона Чехова (Василий Конев) и всячески пытается расстроить его брак с Эфрос, раздражает. «Кому ты приносишь в жертву себя и меня? Посмотри на них! Это же уроды!.. Это вырождение. Ваша семья вырождается. И меня вы приносите в жертву — им?», — вопрошает она своего возлюбленного. И Антон отвечает ей: «Да… Это моя семья. Моя радость и мое проклятие. Моя теплынь. Я люблю мою семью. Я хочу, чтоб они все были счастливы».
Своим близким — родителям, братьям, сестре, жене — интеллигентной еврейской девушке Ольге Книппер, великий русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов был предан всю жизнь. А его любимая семья — его радость и проклятье — дала ему в благодарность за самопожертвование нескончаемую пищу для творчества.