Будь в курсе
событий театра

Обещали вернуться

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Во вторник, 8 сентября, знаменитой постановкой Льва Додина «Братья и сёстры» открылся Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. В драмтеатре в связи с этим случился переаншлаг. Желающих посмотреть на «игру европейского уровня» было так много, что на всех не хватило сидячих мест и некоторым пришлось простоять все три с половиной часа спектакля, вернее, первой его части – вторая часть постановки прошла в среду. Такой приём даёт возможность рассчитывать, что додинский театр ещё вернётся в Иркутск. На это выразила надежду и заместитель директора театра Дина Додина во время пресс-конференции перед спектаклем.
 

Иркутск стал городом, в котором театр Льва Додина завершил свой тур «Легендарные спектакли Малого драматического театра – Театра Европы в городах России». «Этот тур был придуман самим Львом Абрамовичем Додиным, – сказала заведующая редакторским отделом театра Елена Александрова. – Он всегда мечтал о том, что спектакли, которые полюбились во всём мире – а мы были с гастролями в 20 странах, – побывают и в городах России. Спектаклем в вашем городе мы заканчиваем эту акцию, хотя, может быть, её финансирование будет продлено и тур ещё продолжится».
 

Этот тур стартовал три года назад в Казани, после чего театр успел побывать в Архангельске, Череповце, Екатеринбурге, Великом Новгороде, Омске, Новотроицке, Железногорске, Старом Осколе. «Наши гастроли – это непростая история, ведь ехать приходится большой компанией – 75 человек, везти огромное количество реквизита – можете себе представить, как все эти вещи поднимаются, перетаскиваются», – отметила Елена Александрова. На организацию этой поездки было потрачено около 2 млн. рублей.
 

«Мы давно мечтали об участии в Вампиловском фестивале и очень долго пытались об этом договориться, – призналась Дина Додина. – Это счастливая случайность, что благодаря нашему туру нам наконец-то удалось доехать до Иркутска. Это первое выступление в вашем городе и, если местный зритель нас полюбит, надеемся, не последнее». По словам Дины Додиной, Иркутск для гастролёров – в первую очередь родина Вампилова. «Не много таких советских драматургов, которые по-прежнему актуальны, понятны и по-человечески больны, – сказала она. – У нас в театре идёт «Утиная охота», и несколько человек, которые задействованы в этом спектакле, приехали в Иркутск – для них этот приезд очень интересен с художественной точки зрения».
 

Посещение мест, где происходит действие постановок театра, не редкость для артистов Додина. Коллектив, например, совершал поездку на Каспий в период вживания в роман Голдинга «Повелитель мух». В 1979 году Додин с артистами, задействованными в «Братьях и сёстрах», поехали на месяц на родину Фёдора Абрамова – в деревню Веркола Архангельской области, которая стала прообразом села Пекашино в тетралогии. (Изначально «Братья и сёстры» был выпускным спектаклем додинского курса в Ленинградском театральном институте по роману Абрамова «Пряслины». То, что видят зрители сейчас, играется c 1985 года – времени второго обращения Додина к материалу). «Вначале Фёдор Александрович нас совершенно не воспринимал, но когда ему показали кусочки спектакля, воодушевился, а потом и вовсе влюбился в нас, а мы в него, – рассказал заслуженный артист России Игорь Иванов (в «Братьях и сёстрах» играет инвалида Петра Житова). – Глядя на нашу работу, он иногда говорил про свой текст: «Нет, это не так, нужно переписать!». Как-то даже сам записал в наш спектакль речь секретаря райкома Подрезова по радио, сказав: «Вот здесь должно звучать так!».
 

В Театре Европы долгое время шёл спектакль «Дом» (поставлен по одноимённому роману Абрамова из тетралогии «Братья и сёстры»). Игорь Иванов вспомнил, как однажды он с другим актёром, задействованным в постановке, зашёл к писателю в гости. «Абрамов выскочил, весь в слезах, восклицая: «Митьку убил!» – и послал нас к чёртовой матери. Он как раз дописывал сцену. Потом успокоился, налил нам водки и передал дописанное в театр».
 

В этом году спектаклю «Братья и сёстры» во второй его постановке исполняется четверть века. Тем не менее, говорят актёры, в театре и не думают о его прекращении. «Вопросы, которые ставит спектакль, остаются актуальными, только решаются по-другому, – уверен Игорь Иванов. – Наши герои с нами развиваются, мудреют, глупеют, стареют. Но играть нам не надоедает – мы счастливые в этом смысле люди. Плюс за это ещё и деньги платят».
 

В спектакле принципиально не существует дублёров. 49-летний народный артист России Пётр Семак уже больше 20 лет играет 18-летнего Мишку Пряслина, одного из главных героев романа. Кстати, тот же Семак исполняет главную роль в постановке «Король Лир» (Королю Лиру в одноимённой пьесе Шекспира, как известно, было 80 лет). «Мне интересно играть и 18-летнего героя, когда мне уже далеко не 18, и 80-летнего, – рассказал сам Пётр Семак. – Мне кажется, их объединяет то, что человек не меняется. В любом возрасте хочется любить и мечтается о свершениях. Я счастлив, что пока имею силу играть обоих персонажей, это творческая удача. А вообще в моём возрасте о том, кого ближе играть, не рассуждают», – пошутил он.
 

Коллектив Театра Европы пробудет в Иркутске до 11 сентября. До этого времени они планируют успеть побывать на экскурсии по городу. «Мы уже немного оббегали город, домчались, кто до чего успел – кто до краеведческого музея, кто до музея Иркутска или музея декабристов. Всем Иркутск очень понравился, – сказала Дина Додина. – А вообще мы просто бредим поездкой на Байкал. И поехали бы везде, куда позовут, но сначала – работа».
 

На фотографии 49-летний Пётр Семак в спектакле «Братья и сёстры» играет 18-летнего юношу.
 
Фото: Анатолий БЫЗОВ

 

Автор: 
Ксения Докукина
10.09.2009