О жизни, смерти и любви
Разработка сайта:ALS-studio
Версия для печати
В драмтеатре поставили «Последний срок»
«Покуда мы живы, мы верим в жизнь, мы знаем, что мы смертны, но так богата жизнь, которая течет вокруг нас…» Так начинается спектакль по повести Валентина Распутина «Последний срок», который поставил на камерной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.М. Охлопкова режиссер Александр Ищенко. Почему, когда человек сталкивается со смертью, он стряхивает с себя все наносное и вновь становится самим собой? Но как только страшная угроза минует его, он вновь возвращается в свою бытовую суетность?
Спектакль «Последний срок» – это большая удача для театра. Постановочная группа и артисты сумели выбрать правильную интонацию для разговора о действительно важных вещах, хотя очарование негромкой распутинской прозы можно было легко разрушить излишним пафосом или формализмом. В спектакле задана тональность доверительного разговора, который происходит не «от сцены к залу», а в душе каждого соучастника этой истории. А старинная колыбельная «Приди, котик, ночевать, мою деточку качать», которая стала лейтмотивом постановки, уводит действие в метафорический притчевый план.
Если судить по современным житейским меркам, в спектакле ничего из ряда вон выходящего не происходит. Ну, умирает в деревне старуха Анна, так ведь ей уже под 80 – срок пришел. Съезжаются из разных мест дети, которых она не видела несколько лет, – тоже вроде бы ничего особенного, многие семьи, живя в одном городе, не чаще встречаются. Вот здесь-то как раз и начинается страшная правда о современном человеке. Выросший на корневой русской традиции, автор повести и инсценировки к спектаклю впитал чуть ли не с молоком матери понятие рода, семьи. Не менее ясно он сознает священную силу любви женщины, дающей жизнь.
Поэтому так чудовищно звучат в постановке обыденные реплики, которыми обмениваются братья и сестры. Они заставляют задуматься о том, сколько раз каждый из нас говорил близким, не задумываясь, такие же страшные вещи. А может быть, перед лицом смерти клялся быть внимательнее и забывал об этом, растворившись в жизненной суете.
Действие спектакля происходит в умирающей деревне, которая сегодня стала не просто населенным пунктом, а символом уходящих традиций, связи человека с его прошлым. Главная героиня старуха Анна, роль которой блестяще исполняет народная артистка РФ Наталия Королева, – центр этого мира. Материнское сердце ее наполнено такой целительной любовью к детям, которая и из гроба поднять способна: «меня будто кто в бок толкнул, пробудилась я – ребяты приехали».
Ее «ребяты» – это деревенская баба Варвара, которая поминутно смешит зрителя своими суеверными вскриками и причитаниями (эту роль очень органично исполнила заслуженная артистка РФ Татьяна Двинская). Городская жительница строгих моральных правил Люся (актриса Ольга Шмидгаль). Неуверенный в себе Илья (заслуженный артист РФ Владимир Орехов). Живущий с матерью в деревне Михаил (Степан Догадин), который вызвал остальных детей телеграммами. Невестка Надя (Анастасия Пушилина). Внучка Нинка (Маша Кузнецова), которую бабушка так любит баловать конфетами из чемодана. Не приехала только младшая Танчора, но тем не менее она присутствует в спектакле, как будто в воспоминаниях матери. Действие происходит в русской избе среди деревянных настилов и поленниц, сценическое пространство придумал заслуженный деятель искусств Украины художник Юрий Суракевич.
Приехав проводить умирающую мать, дети наконец собираются за одним столом. Возвращаются в юность, вспоминают свои детские игры. Постепенно, когда старуха Анна приходит в себя и ей становится все лучше и лучше, дети начинают собираться домой. Призывы матери – «здесь наш род» – и предупреждение: «завтра не будет, сегодня мне последний срок», пропускают мимо ушей. И старуха умирает в одиночестве. В спектакле финал сыгран одновременно просто и пронзительно – Анна сворачивает свою постель на кровати, которая стоит в центре сцены, и на цыпочках уходит.
И хотя во время спектакля зрителю сложно сдержать слезы, смех в нем звучит не менее часто, ведь пафосные трагедии чужды духу распутинской прозы. Постановка пронизана мягким и мудрым юмором. В ней, как в жизни, смешное переплетено с трагическим и является его оборотной стороной. Особенно наполнены этим ощущением нежной тоски и щемящей иронии сцены бесед двух подружек Анны и Миронихи (заслуженная артистка РФ Людмила Слабунова). Они остались на деревне не только самыми древними старухами, но олицетворением старого уклада, которому суждено скоро исчезнуть навсегда.
«Последний срок» – это не только спектакль о ценности жизни, неизбежности смерти и святости материнской любви. Но и о том, как самые близкие люди становятся вдруг чужими, теряют опору и остаются одинокими.
Источник:
21.04.2008