Будь в курсе
событий театра

О жизни бесконечной… Иркутский драмтеатр представил премьеру «Дети» по мотивам романа Ивана Тургенева (газета «Иркутск»)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Спектакль по роману «Отцы и дети» — новая работа приглашенного из Набережных Челнов режиссера Андрея Шляпина (театр «Мастеровые»). Он уже знаком иркутскому зрителю по постановке «Кое-что о самом главном и не только…». «Дети» — неожиданное и интригующее прочтение произведения русского классика. Обозревателю еженедельника «Иркутск» посчастливилось увидеть полную версию спектакля.
 

Роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» — программное произведение средней общеобразовательной школы. Написанный накануне отмены в России крепостного права, он традиционно рассматривается как отклик писателя на социальные проблемы второй половины XIX века. Дети — новое поколение демократов, отцы — защитники старых устоев. Главный герой — разночинец, нигилист Евгений Базаров — умен, самолюбив, беден. Его приятель Аркадий Кирсанов — потомственный дворянин. Молод, зауряден, но мыслит себя передовым. В итоге остается верен идеалам своего класса, женившись на аристократке. Анна Одинцова — богатая вдова. Умна, красива и, как принято в высшем свете, скучает. Материалист Базаров неожиданно для себя влюбляется в Одинцову. Она откликается на его чувство, но верх берет привычка к благополучной размеренной жизни, полной роскоши и покорных слуг. Базаров в конце романа умирает по воле нелепого случая. Увлеченный изучением физиологии, он анатомирует труп тифозного больного, нечаянно ранит палец, зараза попадает в кровь. Убитые горем родители хоронят единственного сына на деревенском кладбище. Конец…
 

Если вы читали роман «Отцы и дети», то наверняка, закрыв последнюю страницу, испытали то же, что и я, чувство недоумения. Совершенно не вписывается смерть Базарова в концепцию классового конфликта, равно как и борьбы нового со старым. Две последние главы следовало бы переписать, например, отправив героя умирать к гарибальдийцам. Но из песни, как известно, слов не выкинешь, как и из классического произведения. Режиссер Андрей Шляпин, поставивший на сцене Иркутского драмтеатра по мотивам тургеневского романа спектакль «Дети», отошел от привычной трактовки и перенес историю жизни Базарова (актер Николай Стрельченко) исключительно в экзистенциальную плоскость. Смерть героя при таком прочтении стала не просто логичной, а закономерной.
 

В интервью нашему еженедельнику (№ 4 от 3 февраля 2023 года «Это вещь фантастически сложная») Андрей Шляпин, рассказывая о работе над постановкой, отметил: «Роман не случайно заканчивается смертью героя, печальным видом кладбища, где цветы «не об одном вечном спокойствии говорят нам» и не о великом спокойствии «равнодушной» природы, а «они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». Уход из горизонтальной плоскости событий в вертикаль ставит перед нами значительно более глубокие вопросы, чем конфликт отцов и детей». Увести повествование из плоскости человеческих взаимоотношений в вертикаль «человек — Бог» — задача действительно архисложная. Насколько успешно она решена, каждый сделает вывод сам, увидев спектакль. Мое мнение: «Дети» — новое нетривиальное прочтение тургеневского романа, оно открывает свободу для собственной трактовки истории жизни и смерти Базарова, дает обильную пищу для ума и воображения.
 

Полная версия спектакля длится почти четыре часа. Художник-постановщик Александр Плинт использовал минимум красок и декоративных средств, при этом постарался, чтобы каждый элемент содержал определенную смысловую нагрузку. Действие происходит на движущейся крестообразной площадке. На переднем плане лежат мешки. Они наполнены мелкими камнями, которые легко принять за семена. На сцену периодически опускаются черные кубы, внешне напоминающие Каабу (мусульманская святыня), к которой паломники ходят в Мекку. Они выстраиваются друг на друга, уходя вертикально вверх.
 

Символы отсылают зрителя к уже знакомым образам, которые, вплетаясь в общую картину, создают постоянный эффект присутствия кого-то незримого. Но люди на сцене так поглощены собой, своими амбициями, проблемами, спорами, делами, мечтами, ссорами, планами, что не замечают этого. Крест на сцене кружится и кружится, люди на его противоположных концах что-то все время горячо доказывают друг другу. Иногда они садятся в центре за один общий стол, но и сблизившись, не находят ни мира, ни понимания. Все в этом бесконечном круговороте разговоров кажется лишенным смысла. В конце второго часа даже хочется крикнуть: «Да успокойтесь вы, ей-богу. Ведете себя как дети!» Никто из героев здесь никому не наставник и не поводырь. Собственно, цельностью натуры и ясностью жизненных задач обладает лишь Базаров. Этим он одновременно и раздражает, и привлекает всех вокруг.
 

Убрав из тургеневского материала политический и социальный контекст, постановщик, по сути, свел конфликт окружающего мира с Базаровым к философской дилемме: что важнее — материя или дух? При этом у самого Базарова никакого конфликта с миром нет: он убежден — есть только материя, все остальное — выдумки, поэтические фантазии, пустяки и «Рафаэль гроша ломаного не стоит». Его бог — работа. Его экзистенциальная проблема поиска смысла решена — каждый день он собирает в чемодан камни-семена, ходит с ним по жизни, затем разбрасывает и собирает новые. Поначалу его примеру следует и Аркадий, но быстро забывает это занятие. Любовь, комфорт, успех, семья, богатство — все, что дорого другим людям, в чем они видят смысл, Базарову представляется мелким, не заслуживающим сил и внимания. У него есть план: жить долго и работать не покладая рук.
 

Но, видимо, тургеневскому герою удается рассмешить Бога своими планами. Сначала он страдает от любви, а затем безвременно и бесславно умирает. И невозможно ничего поделать с этими данностями никому, в том числе и ему — нигилисту, отрицающему авторитеты, устои, традиции и самого Бога.
 

В спектакль гармонично встроены отрывки из романа Ивана Тургенева. Их актеры читают прямо во время действия, и это не нарушает ткани спектакля, напротив, красота и ясность тургеневского слога придают материалу значительности. Великолепна массовка: она движется, живет и дышит как единое целое (режиссер по пластике Николай Куглянт). В оформлении и костюмах преобладают серый и черный цвета, а также тонкие пастельные тона. Силуэты лишены детализации и не имеют временных привязок (художник по костюмам Оксана Готовская). В рамках общей концепции основной акцент делается на персонажах и их состоянии. К примеру, чтобы подчеркнуть воинственное настроение Анны Одинцовой (актрисы Инна Королева/Анна Дружинина), в одной из сцен она предстает в костюме амазонки.
 

По словам Андрея Шляпина, очень многие метафоры рождались у коллектива непосредственно в репетиционном процессе.
 

— Мы брали сцену, разговаривали, про что она, и пытались найти, через какие образы можем это донести. Например, очень радовались и хлопали в ладоши, как дети, когда восьмистраничный разговор при первой встрече Одинцовой и Базарова вместили в довольно короткий поединок с поеданием яблок, — рассказывает режиссер.
 

Большое значение в постановке отведено звуковым, музыкальным и световым включениям. Например, поединок с яблоками полностью построен на игре звуков, света и движениях массовки. Ярко, неожиданно и емко воплощены сцены дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым (артист Сергей Кашуцкий), драки Аркадия (актер Артем Фальковский) и Евгения, гибели и похорон Базарова.
 

Последние сцены романа «Отцы и дети» полны сострадания к старшим Базаровым — Василию Ивановичу (заслуженный артист РФ Николай Дубаков) и Арине Власьевне (народная артистка РФ Наталья Королева). В спектакле же финал звучит обнадеживающе и, можно сказать, даже жизнеутверждающе. В судьбе героя была чистая, прекрасная, как невеста, любовь к умной и утонченной женщине, были добрые родители, друзья. А камни-семена, которыми он наполнил свой чемодан, проросли зеленой травой. Сразу две свадьбы в доме у Кирсановых: Аркадий женится на сестре Одинцовой Кате (актриса Екатерина Константинова), а его отец Николай Петрович (актер Артем Довгополый) на служанке Фенечке (актрисы Алена Бочкарева/Ольга Гарагуля), с которой у него есть маленький сын Митя. Младенец (специально сделанная для постановки кукла) ползет, а затем встает на ножки внутри яркого светового пятна. Замкнутый круг «жизни бесконечной» движется от смерти к рождению.

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Нина Воронина
31.03.2023