Будь в курсе
событий театра

О силе личности

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Артисты Иркутского академического театра им. Н.П. Охлопкова встретились со студентами иркутского вуза после спектакля «Я — Жанна Орлеанская».


24 ноября 2016 года в рамках проекта «Диалог театр-вуз» прошла встреча студентов психологического факультета Иркутского государственного университета с артистами драмтеатра им. Охлопкова Александром Братенковым, Надеждой Савиной и руководителем оркестра театра Александром Армашом после просмотра спектакля «Я — Жанна Орлеанская».


— Я смотрела этот спектакль во второй раз и, честно говоря, в этот раз мне понравилось гораздо больше, — начала разговор одна из участниц встречи. — Когда смотришь первый раз, погружаешься в музыку. Во второй раз ты уже вглядываешься в персонажей. После просмотра я несколько дней размышляла над тем, что увидела и какие эмоции испытала.
 

— Спектакль «Я — Жанна Орлеанская» — это мой первый опыт написания чего-то серьёзного именно для театра, — рассказал руководитель оркестра и один из авторов музыки к данному спектаклю Александр Армаш. — Работа началась еще задолго до первых постановочных дней. Меня вызвал к себе режиссер, рассказал о том, что хочет сделать спектакль на тему Жанны Орлеанской и предложил написать музыку. Мы с моим коллегой по оркестру Олегом Запорожцем работали в течение года, изучали фильмы, музыку, которые уже есть в мире на эту тему. Напитывались разной информацией и после этого месяца на три ушли в процесс написания музыки. Параллельно писались слова для песен. И как итог наших стараний — спектакль, который сегодня идет на сцене театра.
 

Спектакль «Я — Жанна Орлеанская» наполнен множеством символов. Важна цветовая гамма постановки, которую студенты также отметили. Одна из участниц беседы поинтересовалась у артистов, что лично для них означают те цвета, которые используются в постановке. Больше всего интерес вызвал красный цвет.
 

— Для меня красный ассоциируется с кровью, в первую очередь, — рассуждала артистка Надежда Савина. — Когда после битвы собирается полотно, и пол становится красным, то это для меня символ того, что любая битва оставляет очень много крови и жертв.
 

— А была ли заложена в этот цвет греховность? — спросил молодой человек. — В момент битвы, борьбы все действие сопровождалось масками, за которыми не были видны лица людей. И когда погибали люди, красный цвет открыл для меня то, что в действиях Жанны есть греховность.
 

— У нас даже был спор по поводу греховности и красного цвета, — продолжила размышления одна из студенток. — Если красный цвет означает греховность, тогда почему отец Жанны тоже носит красную одежду? Если рассматривать греховность только в адрес главной героини, то она может и существует, потому что после того, как Жанна переходит в разряд святых, ее одежда становится белой, как будто с нее были смыты все грехи.
 

— Вопрос сложный, — рассказала Надежда Савина. — Есть, конечно, мысли о том, что это грех, ведь она шла за своими видениями и совершала убийства. Но важно понимать, что вкладывается в само понятие «грех». Я для себя абсолютно точно решила, что Жанна к этому так не относилась. Это хорошо и интересно для нас, артистов, что вы задумываетесь о таких сложных вещах. А по поводу того, что одеяние Жанны в конце сменяется на белое, есть даже легенда: когда ее сожгли на костре, в небо полетели белые голуби. Как мне кажется, когда человек борется за правое дело, то ему многое позволено и многое с него снимается именно потому, что он делает это ради людей.
 

Прозвучали в ходе беседы и провокационные, как сами их назвали студенты, вопросы о том, верят ли артисты в Бога и как они относятся к церкви.
 

 Говорят, что те, кто верят, об этом обычно не говорят, — ответила Надежда Савина.
 

— Мне понравилось то, что многие проблемы в государстве, в мире, которые связаны с церковью и религией, в спектакле были показаны шедеврально, — поделилась впечатлениями одна из студенток. —То, как церковь и дофин в начале пользуются Жанной, а после предают и бросают ее, вызвало у меня массу вопросов, и один из них, как лично вы относитесь к такому социальному институту, как церковь, и к религии вообще.
 

— Когда выходишь на сцену, то попадаешь в совершенно другие предлагаемые обстоятельства. Этим и интересно быть артистом, — сказал Александр Братенков. — В жизни, возможно, ты с чем-то никогда и не столкнёшься, а на сцене у тебя есть возможность ощутить это в полной мере. И, если рассматривать религию и церковь в нашем спектакле, то, конечно, погружаешься в то время, когда людей жгли на костре, когда церковь имела мощное влияние на общество, хотя на самом деле совершенно не знаешь, как это было, и своими глазами никогда не видел.
 

После разговор зашел о личности орлеанской воительницы. Каждый из участников встречи видел в юной Жанне какие-то свои черты и воспринимал этого персонажа по-своему.
 

— Если опираться на исторические источники, то там не увидишь описания того, что Жанна была девушкой прекрасного юношеского возраста, маленькой и хрупкой, — рассказала одна из девушек. — В них она предстает бабой-бомбой, женщиной, которая вела за собой в бой солдат. В вашем спектакле Жанна совершенно другая — нежная, точёная, и мне это очень понравилось. Кроме того, когда я вышла из зрительного зала, у меня произошло переосмысление действительности. Казалось бы, она сделала благое дело во имя Франции, но когда ее заточили, то она поняла, что совершила убийство. Я вышла из театра на улицу, стояла и думала: вот сделаю я сегодня какое-нибудь дело на благо чего-то, а пройдет несколько лет, и все это будет восприниматься совершенно иначе. Спасибо вам за такое открытие.
 

— По учебникам истории мы знаем, что у Жанны были проблемы со здоровьем. И мне нравится, что эту сторону личности Девы Орлеанской вы не показываете. То, что безумие признается не безумием, а тем, что помогает ей идти вперед. Спасибо вам за то, что в человеке видишь его силу, а не патологию, если говорить медицинским языком.
 

— Хотела бы у вас узнать — как вы поняли тему нашего спектакля? Про что этот спектакль лично для вас? — спросила у студентов Надежда Савина.
 

— Это спектакль об огромной человеческой силе, о том, насколько человек может противостоять тому, что его окружает, — рассказала о своих мыслях девушка. — То, насколько человек может быть цельным и верить в то, что он делает. Сейчас, на мой взгляд, людям часто не хватает веры в себя, от этого происходит вечная борьба — правильно или не правильно. Поднимаются вопросы ответственности за человеческие поступки и их последствиях, которые очень актуальны в наше время.
 

— «Я — Жанна Орлеанская» — это постановка о силе личности. Спектакль доказывает, что личностью может стать не только взрослый человек, если говорить о возрасте, но и совсем юная девушка. Главное, есть вера в то, что делаешь правое дело.


Каждая встреча со зрителями для артистов подобна празднику. Они узнаю то, как воспринимает их персонажей публика, как она трактует их поведение и поступки. Для студентов эти встречи также важны, ведь они могут из первых уст узнать, как создавался спектакль, как рождался тот или иной образ персонажа и что лежало в его основе. Студенты психологического факультета признались, что уже выбирают следующий спектакль, который в будущем они захотят обсудить с актерами драмтеатра.

Фото: 
Анатолий Бызов
06.12.2016