О дружбе, чувстве долга и взаимопонимании
Разработка сайта:ALS-studio
Версия для печати
16 мая артисты Иркутского академического театра Надежда Савина и Роман Мосьпан приехали на встречу со школьниками 8 и 9 классов лицея города Шелехова. Разговор был посвящен спектаклю «Завтра была война» по произведению Бориса Васильева.
— На этот спектакль наши ребята ездят регулярно. У нас каждый год накануне 9 мая происходит своеобразный патриотический театральный выход. Обычно мы водили учащихся 10-11 классов, но в этом году решили познакомить с этой постановкой 8 и 9 классы нашего лицея, — начала встречу один из учительниц. — Хочу сказать, что каждый поход в драмтеатр наполнен атмосферой восхищения, наслаждения, внутреннего переживания. И каждый раз на этом спектакле мы плачем. Расскажите, как вы вживаетесь в роли, что каждый раз у зрителей мурашки бегут по коже?
— Вживания как такового нет, — отвечает Роман Мосьпан. — Ты просто вспоминаешь какие-то свои ситуации жизненные и переносишь их на себя. У меня, например, воевал прадед. И отчасти каждый раз в памяти я играю его. Ведь каждого сидящего здесь война так или иначе затронула. У каждого воевали дедушки или бабушки, и это дает какое-то особое ощущение. Понимаешь, что те ребята, которых мы играем в спектакле, только-только выпустились из школы и их сразу же «встретила» война. И когда ты все это вспоминаешь, то внутри просыпается чувство долга, что ты должен помнить об их подвигах. И очень хорошо, что есть такие спектакли, хорошо, что есть такие произведения, и хорошо, что вы ходите в театр и интересуетесь такими постановками.
— После спектакля мы все были под впечатлениями, — продолжает вторая учительница. — Одна из моих учениц спросила у меня, как артисты запоминают такие большие тексты. Переадресую этот вопрос вам. Как вы запоминаете текст?
— Текст не учится, он ложится на действие, — рассказывает Надежда Савина. — Во время репетиций мы соотносим свои действия с текстом. То есть не просто рассказываем, а воздействуем с партнёром и с самим собой. Сделал какое-то действия — сказал определённый текст. Перешёл на другую сторону сцены, например, произнёс следующую реплику. Таким образом текст и запоминается. Учить приходится разве что во время срочных вводов.
— А сколько репетиций надо провести, чтобы сделать спектакль? — поинтересовалась одна из школьниц.
— Все зависит от материала и от режиссера. «Завтра была война» мы примерно за месяц поставили. Мы готовили его для участия в Московском театральном фестивале «Поколение Next о войне», — отвечает Надежда. — Спектакль мы играем уже 12 лет и каждый раз для себя открываем его с новой стороны. Мы играем ваших ровесников, и из раза в раз я ловлю себя на мысли о том, насколько в то время были другие дети, другое поколение. Насколько тогда были другие мысли, чувства, помыслы, цели — все другое. Хочу спросить, то, о чем идет речь в спектакле, чуждо вам или оно также трогает за душу? Ведь дружба была и будет во все времена...
— Согласитесь, есть такие спектакли, после которых выходишь и хочется о чем-то подумать, какой-то опыт для себя вынести. Что вы ощутили? — продолжил Роман.
— После спектакля переживания за героев остались, — ответила одна из девушек.
— Мы спокойными точно не вышли, мы рыдали в три ручья, — говорит лицеистка. — Когда приехала домой, то не хотелось ни улыбаться, ни смеяться. Даже говорить ни с кем не хотелось. Понимаешь, что не сможешь также, как и раньше, заниматься привычными делами. Хочется остановиться, подумать.
— Мне кажется, когда классы приходят на спектакль «Завтра была война», то после просмотра они должны становиться более сплочёнными, — отмечает Надежда Савина. — Ведь эта история не о войне, она о жизни до войны, о школе, о классе, о ребятах, которые оказались в сложной жизненной ситуации, о человеческих отношениях. Мы же многого не замечаем. Мы живем в современном мире очень разобщенно, у каждого свои мысли, идеи, занятия, и собраться в какую-то группу нам уже сложнее.
— Да, это пример того, как надо уметь общаться между собой, — подтверждает одна из учительниц. — Современные дети практически разучились общаться и понимать друг друга.
— Мы все сегодня в гаджетах, — продолжает Роман. — Раньше для счастья детям было достаточно обычного футбольного мяча. А сейчас для счастья нужны смартфоны, которые на самом деле счастья и не приносят.
— Не так давно мы с артистами обсуждали, что до момента перехода в 9 класс ребята из спектакля были сами по себе. И только в 9 классе благодаря некоторым обстоятельствам они становятся одним целым, — говорит Надежда Савина. — И у вас, мне кажется, тоже должен быть такой момент в жизни ваших классов.
Во время встречи артисты и школьники разговаривали о том, какие герои спектакля им запомнились, какие впечатления они вызвали. Спрашивали охлопковцы о планах на будущее, куда лицеисты собираются поступать, с какими профессиями хотят связать свои жизни. Ребята в свою очередь интересовались, как Надежда и Роман поняли, что актерский путь — именно та дорога, по которой они хотят идти всю жизнь. Интересовались артисты, какие спектакли драмтеатра ребята смотрели, на что им хотелось бы сходить еще. В завершение встречи охлопковцы пожелали школьникам успехов в учёбе и пригласили ходить в театр как можно чаще.