Будь в курсе
событий театра

«Нужно верить во всё происходящее, иначе незачем выходить на сцену»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Если у обычных студентов учёба состоит в основном из лекций и семинаров, то студентам театральных училищ повезло и не повезло одновременно. Большая часть их занятий – одна большая и непрерывная практика. С одной стороны – что может быть лучше? С другой –играть по учебникам не научишься; пропустишь занятие – век жалеть будешь.
 

Вот и то, что происходило на Учебной сцене, тоже можно отнести к категории обязательного для посещения. Актриса Кристина Бабушкина и режиссер Марина Брусникина провели совместный  двухчасовой мастер-класс для всех желающих, но в первую очередь – для студентов. Учиться у мастеров никогда не поздно: в зале можно было найти людей практически всех возрастов за исключением, разве что, детского. Как и следовало ожидать, никто не ушёл обиженным.
 

Первую часть мастер-класса - тренинг. Кристина Бабушкина даёт вводную: персонажи классических произведений в современности. Характеры известны, отношения заданы, требуется только одно – оживить их, наполнив собственными переживаниями и опытом. В качестве исходного произведения выбран «Евгений Онегин». Студенты сбиваются в кружки и увлечённо обсуждают то, что будут показывать уже через 10 минут.
 

Хочется сказать сразу: ни у кого не получится с первой же попытки сделать всё точно. Но это ровным счётом никого не расстроит.
 

Итак, попытка первая: чета Лариных ждёт в гости Грандисона. Размашисто, громко, смешно; Ларин почти толкает свою жену в объятия другому мужчине.Команда стоп. Просьба не играть комедию и сильнее верить в то, что происходит на сцене. Всё сначала. Уже не так смешно, но смотреть на происходящее теперь гораздо интересней. Действия героев вдруг стали непредсказуемыми, в них проявилась живость и убедительность. Появилось ощущение, что если их не остановить, актёры на сцене могут существовать часами.
 

Проверить это, правда, не получилось – время и так поджимало. Второй этюд вышел более густонаселённым.Без гостей и здесь не обошлось: Татьяна и её превратившаяся в бабушку няня начинали действие, а Ольга вместе с Онегиным и Ленским появлялись позже. Молодые люди чувствовали себя под пронзительно-подозрительным взглядом бабушки довольно неуютно и постоянно порывались уйти. А тут ещё странное поведение Тани…
 

Снова этюд остановлен, быстро внесены коррективы и всё начинается с новой силой. Градус кипения страстей с самого начала задан зашкаливающий, и практически с каждой репликой он увеличивается. Словноподдавшись взаимному притяжению, все персонажи собираются в центре, около минуты держится этот неожиданный островок спокойствия среди бушующих в душах страстей.
 

И вдруг – сцена буквально взрывается, актёры разлетаются в разные стороны осколками чего-то ещё минуту назад целого, но слишком уж хрупкого. Сразу становится громко и суетливо. Герои ещё стараются зацепиться друг за друга, но их действия уже не имеют значения – всё уже закончилось, ничего не изменить. Агония. Занавес.
 

Как за 10 минут можно успеть придумать такой захватывающий сюжет? Просто невероятно. Ощущение захваченности действием, сопереживания героям учебного задания (и в первом, и во втором этюдах) столь неожиданно, что застаёт врасплох.
 

Возможно, в этом и был смысл задания. Не только дать в руки студентам замечательный инструмент работы с классическими произведениями – нет никаких сомнений, что подобный подход позволит их персонажам оказаться более глубокими и неожиданными – но и помочь им пожить на сцене полной жизнью.
 

«Нужно верить во всё происходящее, иначе незачем выходить на сцену». Вот об этом точно нельзя забывать.

 

Вторая часть мастер-класса, проведённая Мариной Брусникиной, была более спокойной, но не менее интересной. Она вступила с залом в увлекательную беседу о театре и литературе, рассказывая, в том числе,  о своём уникальном опыте перенесения на сцену прозы ВиктораАстафьева – столь же увлекательной, сколь и невероятно сложной для постановки. Самые интересные подробности вы сможете узнать, прочитав размещённое на нашем сайте интервью с замечательным режиссером.

Фото: Иван Медведев

Автор: 
Иван Медведев
01.09.2013