Будь в курсе
событий театра

«Новая драма» разыгралась на Вампиловском фестивале

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Международный Вампиловский театральный фестиваль, прошедший с 11 по 17 сентября в Иркутске уже в девятый раз, как всегда, был отмечен необычными для местного зрителя постановками. Так, например, одним из самых интересных и ожидаемых спектаклей фестиваля оказалась постановка по пьесе Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю», привезенная в Иркутск Московским драматическим театром имени Гоголя. Ее показ прошел на камерной сцене Иркутского драматического театра при переполненном зале.

 

Вампиловский театральный фестиваль, имеющий в своем названии направленность на современную драматургию, тем не менее нечасто радует зрителей постановками по пьесам, написанным за последние 10-20 лет. Дирекция фестиваля постоянно говорит о том, что сегодняшняя драматургия не дотягивает до уровня Александра Вампилова, чье имя носит театральный смотр. Вместе с тем, считают устроители, современные пьесы относятся к литературе, которая главной своей целью ставит очернение действительности и не предлагает читателю никакого выхода. Впрочем, движение «Новая драма», к которому в основном относится такого рода драматургия, уже настолько широко распространено в современном театральном процессе, что не замечать его уже просто невозможно. Эти пьесы ставятся не только в самых престижных театрах столицы, но и вовсю идут в регионах. Понять это течение попытался и Вампиловский фестиваль, который пригласил к участию Московский драматический театр имени Гоголя со спектаклем «Божьи коровки возвращаются на землю» по одноименной пьесе Василия Сигарева.

 

Молодой режиссер Дмитрий Бурханкин (окончил актерский факультет ВГИКа им. С.А. Герасимова, студент режиссерского факультета Театрального института им. Б.В. Щукина), поставивший этот спектакль на московской сцене в начале прошлого года, признался, что считает Сигарева «крепким драматургом, который так умеет заделывать историю внутри, что за ней интересно следить».

 

«Это жесткий спектакль, жесткий, — сразу предупредил он. — У нас в Москве были случаи, когда люди, только зайдя в зал и увидев декорации, сразу же уходили; бывало, что приходилось кого-то отпаивать валерьянкой. Но мы не старались кого-то специально напугать и сделать какую-то страшилку, просто автора надо ставить по тем законам, по которым он написал свою пьесу».
 

Мир героев «Божьих коровок» полон цинизма и жестокости, он кажется настоящим адом, и герои пытаются найти хоть какие-то основы, чтобы не утонуть в этом болоте.


«Божьи коровки» — это история из жизни молодежи 90-х, которая мучительно пытается обрести смысл существования. Компания молодых людей, живущих на окраине города, граничащей с кладбищем, кажется, уже не видит особой разницы между жизнью и смертью. В этом же духе решено и пространство сцены. Всю ее занимает кладбище с железными оградками и ржавыми памятниками. Именно здесь и начинает разыгрываться действие, хотя через некоторое время зритель понимает, что на самом деле все происходит в квартире одного из героев — Димы, который на следующий день должен уйти в армию и безмерно рад этому, поскольку для него это единственный способ вырваться из того кошмара, в котором он и его друзья существуют. Чтобы отметить радостное событие, Дима разыскал на заброшенном кладбище остатки металлических надгробий, которые хочет сдать на цветмет и купить водки. Обитатели здешних мест поступали так годами, пока наконец кладбище совсем не опустело. Жить стало не на что, а безмерная тяга к алкоголю осталась. Так, например, мать Леры давно тайком пропивает вещи дочери, а недавно предложила ей переспать ради водки со своим знакомым. Отец Димы после смерти жены обменял большую трехкомнатную квартиру на малогабаритную трущобу, пропил разницу, а теперь слоняется по окрестностям со стаканом в руке в надежде, что кто-то нальет, не брезгуя ни спиртом, ни одеколоном. Славик и вовсе мучается от наркоманской ломки, готовый сделать за дозу все что угодно. Единственный относительно благополучный человек в этой истории студентка Юлька — двоюродная сестра Леры, случайно оказавшаяся в этой компании. Но именно она за эти несколько часов, что длится действие пьесы, совершит самые ужасные и безнравственные поступки. Этот мир, полный цинизма и жестокости, кажется настоящим адом, и герои пытаются найти хоть какие-то основы, чтобы не утонуть в этом болоте.

 

Всех их объединит образ божьей коровки из детской присказки, которую герои произносят хором как своеобразный заговор от наступающего небытия. «Божья коровка, улети на небко — там твои детки кушают конфетки…» — повторяют они как в трансе, и это не только делает их живыми, но и дает надежду, что все будет хорошо. Как в детстве, когда впереди у тебя долгая счастливая жизнь.


Фото: Маргарита Панфилова

Автор: 
Антон Кокин
19.09.2013