Будь в курсе
событий театра

Николай Охлопков: его имя носит иркутский театр (Глагол38)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Глагол38 начинает цикл материалов, посвященных 175-летию со дня образования Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова. Первый сюжет посвящен Николаю Павловичу Охлопкову.
 

Николай Павлович Охлопков родился 15 мая 1900 года в семье дворянина, полковника, участника Русско-японской и Первой мировой войн Павла Иосифовича Охлопкова и Юлии Филипповны Охлопковой. В годы гражданской войны отец занимался мобилизацией в Красную Армию.
 

Старшая сестра Надежда увлекалась живописью, поскольку в семье любили рисовать. Братья Юлии Филипповны были известными художниками-граверами.
 

В 1910-1917 годах Николай учился в Иркутском кадетском корпусе, художественной студии-мастерской у художника Ивана Копылова, музыкальной школе по классу виолончели. Тогда же сыграл роль телеграфиста Ятя в любительском спектакле «Свадьба».
 

В 1917 году Николай устроился мебельщиком-декоратором в Иркутский городской театр, а на следующий год стал актером театра и служил ему до 1921 года.
 

Из воспоминаний режиссера Григорий Палина об иркутской театральной юности Николая Охлопкова.
 

Будучи поклонником творчества Владимира Маяковского, вместе с приятелем Василием Гнедочкиным декламировал стихи Маяковского на площадях. 1 мая 1921 года, в рамках празднования годовщины советской власти в Иркутске, на площади III Интернационала поставил массовое действо «Борьба труда и капитала» с участием войск Красной Армии и нескольких тысяч участников.
 

«Массовое действо» привлекло и массу народа. Зрители с огромным интересом следили, как на площади рабочие в борьбе с капиталом обретают свободу. Гремит музыка, произносятся зажигательные монологи. Весенний ветер развевает знамена Первомая. Народ подхватывает песни, все приходит в движение.
 

В 1919 году Охлопков – один из организаторов Иркутского Молодого театра, где в 1922 году поставил «Мистерию-буфф», после чего его отправили учиться в Москву. Оттуда в Иркутск он уже не вернулся.
 

В 1922-1923 годах Николай учился в ГИТИСе, а вечерами играл в Московском театре Революции. В 1923 году при постановке «Великодушного рогоносца» в Театра имени Мейерхольда главный режиссер Всеволод Меерхольд спросил, есть ли среди присутствующих студентов высокий парень. Все вытолкнули вперед сибиряка Николая Охлопкова, который тут же вскарабкался на декорации. В тот же день он был зачислен в труппу, где играл до 1926 года.
 

Одновременно Николай занимался в мастерской при театре (ГЭКТЕМАС) под руководством Всеволода Мейерхольда. Среди его работ – Старый лодочник в «Рычи, Китай» Сергея Третьякова, Волопас в пьесе «Великодушный рогоносец» бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка, Качала в спектакле «Смерть Тарелкина» Александра Сухово-Кобылина.
 

В 1926-1928 годах Охлопков служил актером и режиссером Одесской кинофабрики ВУФКУ, затем – режиссером государственного военного фотокинопредприятия «Госвоенкино» (Москва), а в 1929-1930 годах был режиссером «Совкино».
 

Как кинорежиссер поставил три фильма. В 1930-1937 годы возглавлял Реалистический театр, где в 1935 году поставил «Аристократов» Николая Погодина, вызвавших большой интерес у мировых театральных деятелей во время Третьего театрального фестиваля в Москве.
 

В Реалистическом театре поставил спектакли «Разбег» по очеркам Владимира Ставского, «Мать» по роману Максима Горького, «Железный поток» по повести Александра Серафимовича, «Аристократы» Николая Погодина, «Отелло» Уильяма Шекспира, «Кола Брюньон» по повести Ромена Роллана, «Мечта» Михаила Водопьянова. До 1936 года одновременно руководил Театром народного творчества.
 

В своих постановках, стремясь восстановить более тесный контакт между актерами и зрителями начал экспериментировать с типом театра-арены (амфитеатр, круглый театр). Одной из первых экспериментальных постановок стало еще в Иркутске массовое площадное театральное действо «Борьба труда и капитала». Эксперименты с театральным пространством Охлопков продолжил в Реалистическом театре в Москве.
 

Опираясь на принципы греческого, китайского, японского и шекспировского театра, он спроектировал сложную сцену в центре помещения и часто располагал сидящих зрителей в зоне действия. Вплоть до закрытия (слияния его театра с Камерным) Охлопков последовательно искал и реализовывал новые, экспериментальные формы, основанные на эстетике как европейского, так и восточного народного, площадного, красочного театра.
 

Хотя он создавал главным образом политические и пролетарские драмы, соответствовавшие советской идеологии, его стремление к экспериментам, в конечном итоге, привел к закрытию Реалистического театра в 1938 году.
 

Искания Николая Охлопкова были продолжены в конце 1960-х годов, когда тип театра-арены (theatre-in-the-round) был широко принят экспериментальными театральными труппами как составляющая усилий по отказу от буржуазного иллюзионизма и исследованию различных форм «народного» театра.
 

В 1937 году в связи с объединением Реалистического театра с Московским Камерным театром был назначен заместителем художественного руководителя и режиссером театра.
 

В 1938 году перешел в Театр имени Евгения Вахтангова, где осуществил постановки «Фельдмаршал Кутузов» Владимира Соловьёва; «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана.
 

В 1943 году после возвращения из эвакуации из Омска был назначен художественным руководителем и главным режиссером Московского театра драмы (с 1954 года – Театр имени Маяковского), где служил до своей смерти.
 

В Московском академическом театре имени В. Маяковского поставил спектакли «Сыновья трёх рек» Виктора Гусева, «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева, «Закон чести» Александра Штейна; «Дорога свободы» Говарда Фаста, «Гроза» Александра Островского, «Гамлет» Шекспира, «Гостиница "Астория"» Александра Штейна, «Иркутская история» Алексея Арбузова, «Медея» Еврипида.
 

В 1947 году поставил «Молодую гвардию», в которой увековечил воспоминания о Великой Отечественной войне: зрителям и критикам спектакль особенно запомнился развивавшимся над сценой огромным красным полотнищем. Мария Бабанова в образе Любви Шевцовой исполнила со сцены романс «Одинокая гармонь», мгновенно ставший всесоюзным хитом. В 1948 году ему было присвоено звание народного артиста СССР.
 

Это было время, когда его называли Сталинским любимчиком, ведь всего у Охлопкова шесть Сталинских премий - больше не получил никто, столько же народные артисты РСФСР Николай Боголюбов, Сергей Прокофьев, народные артисты СССР Илья Копалин, Иван Пырьев, Юлий Райзман, писатель Константин Симонов.
 

Первую Сталинскую премию первой степени (100 тысяч рублей) в 1941 году Николай Охлопков получил за роль большевика Василия в дилогии «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», еще одну в 1947 году – за постановку спектакля «Молодая гвардия» Александра Фадеева.
 

В 1949 году Охлопков за роль комиссара Воробьёва в «Повести о настоящем человеке» получил Сталинскую премию второй степени. Тогда же еще Сталинскую премию второй степени – за постановку спектакля «Закон чести» Александра Штейна.
 

В 1951 году у Охлопкова Сталинские премии первой степени за исполнение роли Василия Максимовича Батманова в фильме «Далеко от Москвы» и постановку оперного спектакля «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса.
 

Член КПСС с 1952 года.
 

В 1954 году Охлопков поставил «Гамлета», а в 1955 году во время визита английского режиссера Питера Брука в Москву со своим «Гамлетом» состоялся нашумевший поединок: для Центрального телевидения была записана сцена Гамлета и Офелии, которых попарно играли Евгений Самойлов с Мэри Юр и Пол Скофилд с Галиной Анисимовой.
 

Параллельно с работой в Театре драмы ставил оперные спектакли в Большом театре и Малом оперном театре. Был членом-корреспондентом Берлинской академии художеств, автором статей по театральному искусству, членом коллегии министерства культуры СССР.
 

Весной 1954 года был назначен заместителем министра культуры СССР, но недолго занимал пост. Весной 1955 года ушел в отставку по собственному желанию. В истории остался первым представителем творческой интеллигенции на высоком посту в министерстве культуры.
 

В те годы Николай Павлович вел педагогическую деятельность в ГИТИСе, где руководил курсом мастерства режиссуры. до 1963 года был профессором кафедры. С 1960 по 1963 год вел творческую лабораторию в ВТО.
 

Если говорить о кинокарьере Николая Охлопкова, то в кино как актер он дебютировал в 1924 году. Первая роль – Скрипач в фильме «Банда батьки Кныша». Тогда же сыграл в картинах «Черное сердце», «Предатель» и «Бухта Смерти» Абрама Роома, «Митя».
 

Широкую известность ему принесли роли чекиста Василия в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» режиссера Михаила Ромма. Заметными стали роли в фильмах «Александр Невский» (Василий Буслай) Сергея Эйзенштейна, «Яков Свердлов» (Федор Шаляпин) режиссера Сергея Юткевича, «Кутузов» (Барклай-де-Толли) режиссера Владимира Петрова. Последней работой в кино стала роль Федора Яковлевича Шатрова в ленте «Огни Баку» Александра Зархи и Иосифа Хейфица, но фильм на экраны не вышел. 
 

Николай Павлович Охлопков скончался после тяжелой болезни 8 января 1967 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 2 ноября 1967 года его имя присвоено Иркутскому драматическому театру.
 

Супруга – Елена Ивановна Зотова-Охлопкова (1905-1988), режиссер Московского театра им. В. Маяковского. Похоронена рядом с мужем.

18.10.2024