Будь в курсе
событий театра

«Неужели я для этого живу?»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Спектакль «Собака» Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова намного глубже, чем социальная трагедия о тяжелом положении брошенных хозяевами животных. Режиссером-постановщиком и исполнителем одной из главных ролей спектакля стал Александр Братенков. «Собака» была его дипломной работой по направлению «Режиссура театра» в Восточно-Сибирской государственной академии культуры в Улан-Удэ, а позже вошла в репертуар драмтеатра.
 

Небольшое темное пространство Другой сцены драмтеатра создает иллюзию интимного разговора артиста наедине со зрителями, которые  практически вплотную располагаются рядом с местом действия.
 

Декорации спектакля начинаются еще на входе — на двери, ведущей в зал, висит табличка «Пункт приема собак». На сцене все выкрашено в черный цвет, а посредине стоит высокая деревянная конструкция, изображающая и лестницу, и стул, и стол, а по полу разбросаны смятые бумажные квитанции. Костюмы главных героев выдержаны в темных, сдержанных тонах, под стать помещению (художник по костюмам Людмила Крайнова).
 

В этом замкнутом пространстве перед нами разыгрывается история Мужчины (артист Александр Братенков), который приводит на усыпление свою маленькую собаку Бульку (Олеся Сокольникова). Решение дается ему крайне тяжело, он мучим душевными терзаниями и безвыходностью своего положения, а грубая Женщина (артистка Ольга Шмидгаль), которая работает на живодерне, лишь подливает масла в огонь. На первый взгляд все кажется именно так.
 

Мужчина рассказывает, что случайно нашел Бульку несколько недель назад, и с тех пор она полностью изменила его жизнь, наполнила любовью, нежностью, преданностью и смыслом. Ради нее он бросил пить и каждый вечер спешит домой с новым гостинцем для любимицы. Однако оставить ее у себя он не может — живет один, а завтра снова уезжать в рейс на несколько недель, а может, и месяцев, и никому из его друзей и знакомых Булька не нужна. Остается только один выход — усыпить, хотя сердце и сжимается от мучительной боли при одной мысли об этом.
 

Зритель сочувствует Мужчине, пытаясь поставить себя на его место. Положение действительно кажется безвыходным, а Женщина в старом сером ватнике представляется бессердечным собачьим палачом. Между ними происходит долгий откровенный разговор, который позволяет раскрыть персонажей с совершенно иных сторон.
 

Спектакль учит доброте, сочувствию и заставляет задуматься о смысле жизни. Очень часто в поисках счастья человек не замечает, как сбивается с пути, принимая за счастье материальное благополучие, удобство и комфорт, а заботу и любовь к близким заменяет на дорогие подарки, считая, что этого вполне достаточно.
 

В такую западню угодил и Мужчина. Престижная работа, большие деньги, друзья и алкоголь лишили его самого дорогого — семьи, любящей жены. И, глубоко увязший в материальном мире, он даже не понимает причины ее ухода: «Все было — платья, телевизор большой плазменный, и чего ей только не хватало?».
 

Пробиться к его душе смогли лишь маленькая собачка Булька, полюбившая его преданно и беззаветно, просто за то, что он есть, и, как ни странно, Женщина. Оказывается, в свое время она чуть было не стала такой же, как Мужчина, но вовремя спросила себя: «Неужели я для этого живу?», остановилась, бросила хорошо оплачиваемую работу и прежнюю комфортную жизнь и ушла работать на живодерню, чтобы пытаться спасти несчастных животных от страшных ошибок их хозяев. 
 

К сожалению, далеко не всех удается спасти — по полу разбросаны скомканные в порыве отчаяния квитанции на усыпление тех собак, чьи хозяева остались глухи к словам мудрой Женщины.
 

Маленькая Олеся Сокольникова, исполнившая роль собаки, резво прыгает по сцене, едва-едва усиживая на одном месте и весело кружась вокруг своего хозяина. И до последнего не верит, что тот оставит ее в этом страшном, темном месте.
 

Финал спектакля остается открытым, и зритель сам может решить, получилось ли у Женщины спасти еще одну невинную собаку, а вместе с ней и душу главного героя. И эта недосказанность сильнее, убедительнее определенности.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Мира Сатина
12.12.2016