Будь в курсе
событий театра

Нет предела совершенству

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
3 октября открылся очередной творческий сезон Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова. Событие знаменательное, потому что театр приступает к работе в 155-й раз.
 
Не за горами юбилей одного из старейших театров Сибири, и в связи с этим есть о чём вспомнить и поговорить. В разные периоды российской истории перипетии социальной и политической жизни накладывали отпечаток на эстетику, репертуарные и актёрские предпочтения, даже на количество и качество почитателей драматического театра столицы Восточной Сибири. Безусловно, его история представляет огромный интерес и для любителей сцены, и для всех жителей нашего города. Но сегодня разговор пойдёт о буднях и праздниках современной жизни коллектива охлопковского театра, и беседовать мы будем с председателем комитета по культуре Иркутской области Верой Ивановной Кутищевой.
 
— Россия издавна считается театральной страной. Какое место занимает наш театр в российском театральном сообществе?
 
— Иркутский драматический театр всегда играл важную роль в культурной жизни региона, являясь источником добра и нравственности. Бесспорно, театр утверждён, проверен временем. Но неправильно говорить о театре имени Н.П. Охлопкова как о явлении исключительно местного масштаба. Сегодня он занимает значительное место среди драматических театров России, его профессиональный уровень высоко котируется. Активная гастрольная деятельность — доказательство того, что он востребован другими регионами и даже другими странами. Значит, наш, иркутский театр нужен не только нам. В областной комитет по культуре из разных уголков страны и из-за рубежа поступает много благодарственных писем и отзывов от зрителей, познакомившихся с иркутской драмой.
 
— Какое участие принимает комитет по культуре в организации гастролей ИАДТ по стране и за рубежом?
 
— Наша основная задача — не вмешиваясь в творческую деятельность коллектива, создавать благоприятные условия для её осуществления. Помощь в организации гастролей — это как раз одно из таких условий.
 
Мы понимаем, что всякий раз, выезжая на гастроли, театр представляет лицо области, образно выражаясь, работает на авторитет земли Иркутской. Любая поездка решает не только творческие задачи: это замечательная возможность установить полезные экономические связи. Так, например, результатом гастролей ИАДТ в Болгарии стали дружеские отношения между телекомпаниями, некоторыми предприятиями и отдельными предпринимателями. Так что мы весьма заинтересованы в поддержке гастрольной деятельности театра, ведь речь идёт об установлении целого комплекса отношений с другими регионами нашей страны и зарубежьем.
 
— Театр по возможности старается организовывать гастрольные поездки и по области. А существует ли какая-то единая программа, поддерживающая выезды работников культурного «фронта» в сельскую местность?
 
— Культурное освоение отдалённых уголков нашей области — большая и важная задача. И здесь я хотела бы искренне поблагодарить драматический театр за инициативность и активность в решении этой проблемы. Конечно, существует областная программа, которая так и называется «Культура села», включающая целый ряд мероприятий. Но именно ИАДТ генерирует очень много полезных идей для осуществления общей стратегии.
 
Это двух-трёхдневные командировки с «малогабаритными» спектаклями, организация и проведение мастер-классов с районными творческими группами, встречи известных актёров с жителями районных центров и отдалённых деревень. Думаю, Качуг надолго запомнил визит народного артиста России Виталия Венгера, который не только организовал обучение актёров, но и принял участие в спектакле, порадовав зрителей своим блестящим талантом. Такие мероприятия — вклад в формирование культурного уровня населения области и пропаганда театрального искусства.
 
— Ваше отношение к проекту закона «О государственных муниципальных некоммерческих организациях»? На пользу ли такая реформа театру?
 
— Время идёт, всё меняется. Возможно, определённые изменения необходимы и в театральной сфере, чтобы соответствовать сегодняшнему дню. О проекте в целом пока говорить трудно, он находится в стадии активного обсуждения. Но есть надежда, что в конечном счёте он будет достойно разработан. При этом я принципиально считаю, что государство ни в коем случае не должно переводить театры на коммерческие рельсы, тем самым отдавая их на откуп рынку. Слишком велики и качественно невосполнимы будут потери. Негативные последствия такого реформирования коснутся всего и всех: репертуара, артистов, специалистов цехов и, в конечном счёте, нас с вами, зрителей. Так устроен наш менталитет, что для русского человека важной составной частью любого культурного продукта является духовное начало, которое легко может уничтожить необдуманная коммерциализация.
 
— Существует ли в нашей области закон о театре?
 
— Как таковой закон не принимали, чтобы не выходить за рамки государственного правового пространства. Но уже пятый год действует постановление губернатора области о поддержке театров. И я должна сказать, что определённые вопросы, касающиеся жизни и работы театров, решаются у нас эффективнее, чем в других регионах. Я имею в виду дифференцированную оплату труда актёров, режиссёров и работников инфраструктуры театра, помощь в организации гастролей, дополнительное финансирование театра в целом... Можно по пальцам пересчитать субъекты Российской Федерации, где руководство уделяет столь пристальное внимание театрам.
 
— Иркутск нельзя назвать городом, который активно строится, при этом цены на новые квартиры неимоверно высоки. Как решается проблема жилья для работников театра?
 
— Эту проблему мы тоже пытаемся решать. Конечно, жилищный вопрос не находится в компетенции комитета по культуре, но, со своей стороны, мы стараемся хлопотать о выделении дополнительных средств на создание жилого фонда театра, о получении субсидий на оплату квартир, предоставлении кредитов с гарантией проплаты, оформлении льгот на жильё именитым работникам культуры, приобретении служебного жилья. Вот об этом бы хотелось прочитать в законе о театрах…
 
Готовится областная программа «Жильё», которая, надеюсь, сможет учесть специфику работников культурной сферы. Мы прекрасно понимаем, что от решения жилищной проблемы напрямую зависит пополнение кадрами культурных учреждений. Пожалуй, среди всех деятелей искусства актёры и режиссёры всегда отличались наибольшей мобильностью. Работа на различных сценических площадках была своеобразной формой повышения мастерства. Сегодня не каждый может позволить себе роскошь поехать в другой город, поработать в другом театре из-за боязни остаться без угла. Я считаю это прямым нарушением профессионального статуса актёров.
 
— Как сегодня обстоит дело с повышением квалификации работников театра?
 
— Это крайне необходимая работа, и она должна вестись в рамках выполнения обязательств государства перед театром. Мы поддерживаем различные формы такой работы: и на местах, и на выезде. Кстати сказать, академический драматический театр в этом вопросе лидирует.
 
Так, в рамках Вампиловского фестиваля систематически проводятся мастер-классы для различных специалистов театрального дела. Надо отдать должное директору театра А.А. Стрельцову, который чётко понимает необходимость постоянного обучения кадров и предоставляет такую возможность своим сотрудникам. Комитет по культуре также готов предоставить помощь желающим пройти усовершенствование, например, в столице или на базе других театров. Но при одном условии: во избежание бесполезной траты средств мы обязательно проводим экспертизу на соответствие заявленным целям организации, приглашающей пройти обучение на каких-либо курсах, семинарах. Есть и другая сторона проблемы. Сотрудники театра, будь то актёры, режиссёры, администраторы, специалисты цехов, должны сами изъявлять активное желание повысить свой профессиональный уровень, понимая, что нельзя останавливаться на достигнутом, что нет предела совершенству. А уже создание условий для этого — задача руководства театра и комитета по культуре.
 
— Каким бы вы хотели видеть Иркутский академический драматический театр в этом сезоне?
 
— Народная мудрость гласит, что только люди с хорошей душой творят хорошие дела. Хотелось бы и в этом юбилейном сезоне, да и вообще всегда видеть, чувствовать благотворное душевное состояние театра. Это станет своеобразным импульсом, способным проникнуть в душу каждого зрителя.
 
Такая тропинка от души к душе должна быть надёжной, именно она будет определять, говоря канцелярским языком, все остальные показатели театра. Духовная составляющая театра сразу видна и получает мгновенную зрительскую оценку. А если о частностях, то хотелось бы в этом сезоне посмотреть новые спектакли, порадоваться работам молодых талантливых актёров, услышать об успехах театра во время очередных гастролей, узнать о том, что в труппе охлопковского театра стало больше народных и заслуженных артистов.
 
— И в заключение разговора прошу вас, Вера Ивановна, сказать о театре в двух словах, что-нибудь в напутствие.
 
—В двух словах не получится… Слышу название нашего города и невольно представляю здание драмтеатра — символ величия, покоя и одухотворения. У меня даже календари дома и на работе все с изображением охлопковского театра. Когда становится особенно невмоготу, стараюсь хоть на минуту подойти к его прекрасным стенам, постоять, оглядеться, отвлечься от будничной суеты — и становится легче. Он для меня, как талисман. 155-й сезон — серьёзный юбилей. Поэтому пожелать хочется, как мне кажется, самого важного: чтобы театр был дружной семьёй, чтобы хватало сил на постоянный художественный поиск, чтобы не иссякал творческий импульс, чтобы рождались идеи, были возможности для их воплощения и удовлетворяли результаты.
Автор: 
Ольга Лебедева
05.10.2004