Режим для слабовидящих Обычный режим

Неожиданная «Гроза» случилась в иркутском драмтеатре

Версия для печатиВерсия для печати

Премьера «Грозы» состоялась 12 февраля в Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова. На учебной сцене вместе со студентами и опытными артистами труппы спектакль поставил заслуженный деятель искусств, профессор кафедры мастерства актера московского Высшего театрального института им. Б.Щукина Владимир Поглазов. Режиссер-педагог уверен, что Островский — величайший русский драматург, пьесы которого — актуальные по сей день — сложно не только ставить, но и играть.

Хрестоматийная «Гроза» Александра Островского обрела новое воплощение в дипломном спектакле курса студентов Высшего театрального института им. Б.Щукина, которые обучаются при Иркутском драматическом театре. Вместе с молодыми актерами постановку осуществил московский педагог и режиссер Владимир Поглазов, не первый год занимающийся с ребятами. «Я никогда не делал спектаклей по «Грозе», но в процессе обучения со студентами мы попробовали поставить отрывок из этой пьесы, и нам показалось это интересным, — рассказывает режиссер. — Что такое подлинность веры; нужно ли верить в Бога; как старшим относиться к молодым, а молодым — к старшим; как сохранить мир между поколениями, почему идеалом молодого поколения может стать примитивный разгул и деньги; что делать со страстями человеческими — в «Грозе» очень много серьезных вопросов, которые мы все ставили перед собой, когда разбирали эту пьесу».

Всеми этими вопросами вслед за артистами при просмотре задается и зритель, для которого эта история оказывается не просто пьесой из позапрошлого века. Не прибегая ни к каким внешним эффектам и не изменив ни слова из оригинального текста, режиссеру удалось создать современный спектакль, в том числе о нынешней российской жизни. Узнавая в диалогах героев сегодняшние реалии, мы с удивлением обнаруживаем, что Россия до сих пор по большей части живет во тьме невежества, и прекрасно себя в ней чувствует, не желая ничего менять.

Именно так живет и семейство Кабановых во главе с самодержицей Кабанихой, которую до смерти боятся все ее домочадцы. Катерина же, по воле обстоятельств попавшая в эту семью, оказывается вовсе не «лучом света в темном царстве», как ее охарактеризовал Добролюбов еще в XIX веке. И она, конечно, не положительный персонаж и не жертва в этой истории, поскольку совершает сразу несколько страшных грехов. Будучи сильно богобоязненной, она тем не менее не может противиться ни соблазну изменить нелюбимому мужу, ни удержаться от самоубийства.

«Здесь нет ни одного ни положительного, ни отрицательного персонажа, потому что в пьесе столкнулись идеалы, жизненные позиции, а не просто какие-то личные интересы, — объясняет режиссер. — Поэтому и ребятам молодым сложно — они должны играть не каких-то конкретных людей, которых нельзя встретить сегодня на улице, а жизненные позиции».

«Умереть не страшно — страшно перед Богом явиться такой, какая я есть, со всеми своими греховными помыслами», — говорит словами Катерины молодая актриса Екатерина Константинова, которая играет свою героиню на смешении самых разных, порой даже противоречащих друг другу чувств. Страх нарушить обет верности и желание броситься в объятия по-настоящему любимому человеку, страстная вера с Бога и осознание того, что удержаться от греха в сложившихся обстоятельствах невозможно — вся эта гамма чувств доводит ее едва ли не до безумия.

Она осознает, что скоро умрет, и говорит об этом на полном серьезе сестре своего мужа Варваре. В сущности, весь спектакль выстроен таким образом, что зритель находится в постоянном напряжении и страхе за ее жизнь. Действие строится по законам древнегреческой трагедии — в финале обязана произойти страшная драма, хотя, впрочем, все и так хорошо знают, чем кончается «Гроза» Островского. И, тем не менее, эмоциональное напряжение, как в хорошем триллере, сохраняется, и интерес к происходящему не пропадает именно потому, что Катерина в этом спектакле, как уже сказано, не жертва, и вовсе не луч света в темном царстве. Она, имея в виду контекст пьесы и ее названия, шаровая молния — непредсказуемая, неуправляемая, опасная. Всем ясно, что в какой-то момент она должна взорваться и разрушить все вокруг себя.
 

Автор: 
Антон Кокин
13.02.2014