Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

«Немного нежности»

Версия для печатиВерсия для печати

Последняя постановка Александра Ищенко в Иркутском драмтеатре
 

Историю о том, что любви все возрасты покорны, рассказали под Новый год в Иркутском драмтеатре. Спектакль «Немного нежности» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи – последняя работа режиссера Александра Ищенко, который ушел из жизни всего за несколько дней до премьеры, и постановщику Геннадию Шапошникову пришлось завершать работу над спектаклем уже без него.
 

Сценография, придуманная главным художником театра Александром Плинтом, сразу переносит зрителей из зимы в золотую осень, ведь спектакль рассказывает о чувствах героев, переживающих именно эту пору жизни. На сцене раскинулся роскошный парк, в котором замершие фонтаны засыпаны листьями, гирлянды которых также тянутся из клумб ввысь, создавая иллюзию деревьев. Корпус «Скорпион» дома престарелых «Знаки зодиака», где живут главные героини спектакля, словно покрыт мелкими трещинками, как и скамейки в парке. Однако в этой атмосфере увядания кипят нешуточные страсти, так же как в душах героев. Недаром эпиграфом к постановке стала фраза, что «душа не имеет возраста».
 

С этим трудно не согласиться, когда знакомишься с тремя обитательницами корпуса «Скорпион»: Пьерой (артистка Татьяна Кулакова), Нандой (народная артистка России Тамара Олейник) и Мими (заслуженная артистка России Тамара Панасюк). У каждой из них своя история, например, Пьера оказалась в доме престарелых потому, что у нее нет детей, а Нанду и Мими туда отправили собственные отпрыски, из-за чего героиня Тамары Панасюк, в отличие от своих подруг, очень страдает. При этом каждая, утратив молодость, красоту и здоровье, еще острее нуждается в любви, заботе и внимании, чем это было раньше.
 

Нужно отметить, что пьеса, которая затрагивает тему поздней любви, не оригинальна, и творение Альдо Николаи не самый лучший образец в этом смысле. Однако созвездие артистов Иркутского драмтеатра, вложивших в постановку все свое мастерство и жизненный опыт, делают сценическое действо по-настоящему трогательным и даже пронзительным. Поэтому, когда между Мими и новым постояльцем «Знаков зодиака» Ненилом (артист Валерий Жуков) вспыхивает любовь, то веришь в это безоговорочно и внутренне ликуешь, что, хотя бы на склоне лет два одиноких сердца смогли найти друг друга. Кажется, что Тамара Панасюк вложила в образ своей героине всю женственность и уязвимость, на которую она была способна. А Валерий Жуков предстает в своей роли героем, организовавшим маленькую революцию, чем оправдывает свое настоящее имя – Ленин (в спектакле мы узнаем, что вождь пролетариата был кумиром его отца, а Ненил – анаграмма имени). Именно этот персонаж говорит о том, что на закате свет особенно интенсивен, а воздух прозрачен. Вполне очевидно, что он имеет в виду человеческую жизнь, которая нередко проявляется на исходе особенно ярко.
 

Как всем влюбленным, героям спектакля приходится преодолевать препятствия, чтобы достичь счастья быть вместе. Их дети не только противятся браку, но и пытаются в ультимативной форме «прекратить безобразие», поскольку боятся потерять права на имущество. Смерть одного из постояльцев приюта становится началом новой жизни главных героев спектакля: они выбираются из дома престарелых в катафалке, якобы желая проводить покойника в последний путь, а на самом деле спешат на регистрацию брака в мэрию. Таков финал спектакля, и хотя неясно, что ждет молодоженов в новой жизни, хочется верить, что на закате они успеют получить от жизни еще немного-немного нежности. 


Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Елена Орлова
29.12.2014